В день праздника Светлого Христова Воскресения митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Пасхальную вечерню в Успенском кафедральном соборе г. Тула в сослужении соборного духовенства.
По завершении богослужения владыка поприветствовал предстоящих словом мира и любви о Воскресшем Христе Жизнодавце и раздал Благодатный огонь священнослужителям и пастве.
«О мироспасительном, светозарном и радостоносном восстании Своем от мертвых, Подвигополождник и Спаситель наш Иисус Христос в течение сорока дней являлся ученикам Своим и апостолам, открывая им тайны Царства Небесного, научая их жизни святой и христоподобной, – отметил владыка Алексий. – И в одно из таких Своих явлений сказал о том, чтобы они шли, проповедуя Евангелие всему Творению, крестя народы во имя Отца, Сына и Святого Духа, и уча блюсти все то, что Он заповедал им! (Мф. 28, 19).
И те пошли и пронесли эту благую весть всей Вселенной, которая пришла и до нас, и обещал Господь всем, кто будет принимать эту благую весть как живое семя в сердце свое и отдавать жизнь свою доброхотно действию этого семени, для того чтобы оно преображало эту нашу человеческую жизнь во взаимопроникновении единством явления новой жизни в сочетании, в сопряжении, во взаимопроникновении и общении свойств жизни человеческой и жизни божественной так, чтобы Царство Божие открылось внутри каждого из нас.
Обещал Господь быть с таковыми неотступно, неизменно во все дни до скончания века и это обещание Свое оставляет неизменным и действенно пребывающим в лоне святой Соборной Христовой Апостольской Церкви.
И хотя сменяются токи времен, вместе с ними на лице Земли сменяются поколения за поколениями потомков и прародителей наших, но те из них, которые принимают благостно Евангельское благовестие и им преображают свою жизнь, являют и соответствующий радостоносный результат, который в истории человечества прославляется в лике святых, которых при всей индивидуальности и неповторимости каждой отдельно взятой христоподобной человеческой христианской личности, выявляется единство христоподобия, единство дыхания и благодати Святой Живоначальной Троицы, и они прославляются нами, как святые Божии угодники.
Мы в Таинствах Церковных – крещении, спогребаясь смерти Христовой, прививаемся к Его божественному стволу и корню Его Богочеловечества для того, чтобы дать возможность через опытное сохранение органического единства с Ним току нетленной благодати течь в каждом из нас, как листочек или веточка привитая к доброму стволу и корню и ставшая с ним в органическом единстве целостностью жизнедеятельности, питается этим соком, развивается, приносит свои результаты, и не только для себя, но и для всего древа, принимая это результатом и все, что имеет в себе, во всей полноте отдает Ему.
Так осуществляется взаимное общение и проникновение жизни Святой Живоначальной Троицы и боголюбивых людей в лоне святой Соборной Апостольской и Христовой Церкви, и в Таинстве Евхаристии дает нам возможность становиться на биологическом уровне, доброхотно и желанно, единотелесными и единокровными с Подвигоположником Христом Спасителем так, чтобы рождалась жажда становиться единомысленным, единонравным, единочувственным, единодушным и единодейственным со Христом.
И чтобы эта жажда не гасла, не уничтожалась, Слово Божие, живое и действенное, проходящее через слух человека во внутренний его мир и судящее помышления и намерения сердечные, пробуждает этот самый наш с вами нравственный жизненный подвиг к единомыслию, единодушию, единодействию со Христом.
И чтобы он не угас в нас, Господь, во исполнении Своего обетования из года в год, вот уже третье тысячелетие, прославляет место Своего спасительного страдания место Своего тридневного погребения, место Своего славного Воскресения, сошествием Святого и Благодатного огня, чтобы когда малодушие, рождаемое нашим себялюбием, тьмою грехотворчества и им рождаемых богозабвения и богонечувствия, приведет нас к искушению сомневаться: «А подлинно ли Господь пребывает среди нас»?
Почему, поправ смерть в Себе Самом, Он не отнял ее от нас совершенно? Почему нас накрывают и стихийные бедствия, и различные болезни, вот как сейчас каронавирус, почему и смерть забирает всех – не только грехотворцев, но только что родившихся младенцев, еще не успевших осуществить свой свободный выбор в уклонении в сторону греха? Где же эта победа жизни над смертью?
Победа в том, что грехолюбцев и поэтому смертотворцев смерть забирает, как владычица их, но не может удержать их в себе совершенно, вот так, как удерживал и Адама и проматерь Еву – падших, и все их потомство до Христа. А теперь во Христе, возглавившем, как Новом Адаме (1 Кор. 15, 45), человеческий род, она может только поглотить грехолюбца по достоинству его деяний, а удержать совершенно и навсегда не имеет возможности.
Биологическая смерть Христом преобразована в сон всей Земли. Именно в сон, по тому же самому качеству, который мы испытываем в опыте суточного сна, изменяющего качественность восприятия функционирования нашей с вами жизнедеятельности, но не лишающего ее совершенно, а только сокровенным образом обновляющем ее силы и восстанавливающим в импульсе более совершенного и радостотворного его творческого продления и осуществления.
Вот так биологическая смерть для всех верующих и верных Христу превращена теперь в сон всей Земли, а болезные и вредоносные стихии этого мира и та же самая биологическая смерть не являются местью, воздаянием злобы или какого-либо гнева со стороны Бога. Это проявление ласковой, нежной, отеческой, воспитательной любви Бога, не навязывающей благо человеку ни могуществом Своим, ни благородством Своей любви и благости, а дающем возможности нам от противного – обжегшись на молоке, обрести навык потребности всегда дуть на воду, не умея хранить Божьего дара достойным образом, потерявши его плакать, но блаженным плачем, который уже изнутри рождает в нас больше не творить ничего богопротивного. Вот так благость Божия воспитывает нас с вами!
В этом году, по милости Божией, также. Как и все предшествующие годы до этого XXI века и сего Пасхального дня, Господь прославил место Своего страдания, погребения и Воскресения явлением Благодатного огня, и теперь это видит вся Вселенная, и доброхоты наши братья и сестры из православного движения и братства святого первоверховного апостола Андрея Первозванного, вот уже сколько лет из года в год позволяют, тут же, – самолетом из аэропорта Бен-Гурион, – перевезти этот Благодатный огонь, полученный блаженнейшим иерусалимским Патриархом на гробе Господнем в Москву Первопрестольную, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а от него мы с вами уже в самый вечер Святой Пасхи, получаем эту святыню.
С самых первых моментов своего явления этим Благодатным огнем в Иерусалиме видим, нам показывают по телевизору, люди им омываются, и он не обжигает, но потом приобретает естественные свойства всякого физического огня, но при этом хранит в себе свой исток – жертвенную Божественную животворящую любовь. И она, как несмываемая печать благости Божией, есть то искомое, чего так не хватает нам с вами в нашей жизни, над чем, к сожалению, мы безумно ругаемся и попираем эту святыню своим эгоизмом, себялюбием, нетерпением к немощам ближних наших, а Господь благостью Своею не оставляет нас ни в чем.
И вот сегодня частица этого благодатного огня вновь пришла к нам, под эти священные своды, и сейчас мы будем его вам раздавать»!
Фото Александра Морозова