12 марта Тульский архипастырь и члены Епархиального совета встретились с представителями общественности и журналистами. Камерная атмосфера малого зала ДК железнодорожников и общее настроение мероприятий «Тулы Православной» определили искренний и доверительный тон встречи и высокий эмоциональный накал. Особой остроте брифинга способствовали сами вопросы – как нельзя актуальные. И, конечно, ответы – вдумчивые и глубокие, а порой неожиданные и парадоксальные, впрочем, как и сама вера.
Украина: плоды самости
Общение началось с вопроса, который волнует всех – а именно, о текущих событиях на Украине. Заместитель редактора «Молодого коммунара» Ирина Скибинская попросила дать оценку происходящему и отметила, что ситуация в братской стране вызывает много противоречивых эмоций и точек зрения, а это провоцирует конфликты не только среди малознакомых людей, но и в семьях. Как верующему человеку сохранить мир со своими близкими, сберечь душевное равновесие?
Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий обозначил духовную проблематику событий. По словам Владыки, сегодня нарушено «кристальное выражение русской души». Для сменяющихся в истории поколений внутренний свет осознания себя в мире и мира в себе раскрывается в наследии князя Владимира – в едином славянском братстве. Так почему это братство поколеблено? Обратимся к опыту преподобного Сергия, игумена Радонежского, «сына нашего народа и нашей Церкви», который некогда говорил: «Взиранием на Живоначальную Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего». С того момента прошло почти 700 лет, но и сегодня слова преподобного не утратили духовной правды.
И вот, мы наблюдаем плоды розни, потому что не стремимся взирать на Живоначальную Троицу, а ищем себе другие ориентиры. Один из таких ориентиров – Запад. Начиная с практики петровского времени, всякое западное явление приветствуется как доброе и прогрессивное. Теперь мы пожинаем плоды этой закостенелой традиции. А ведь главная ценность западного мира – эгоцентризм, осознание и ощущение своей силы. И это не только принцип жизни одной личности, это работает и в семье, и в международных отношениях. И всегда работает на разрушение. В результате мы сталкиваемся с реальностью двойных стандартов, а люди, вовлеченные в этот процесс, мучаются, страдают. И, чтобы прекратить это, нет другого пути – лишь тот, что показал преподобный Сергий. Ведь только одна единственная личность – Личность Бога и Отца рождает без разделения и изводит другую личность (Духа) без умножения. Мы должны вернуться к этой Отчей Божественной Личности через неразрывное соединение со Христом. Нет иного пути, как соединиться с Ним действием Святого Духа – через Евхаристию, молитву, исполнение евангельских заповедей.
Вот, я начну с себя, потом это воспримет моя семья, затем народ, народы, все древо человеческое. Если это станет образом нашей повседневности, то разрушится порочный круг, мир в душе и вокруг нас восстановится. Иначе мы так и будем пожинать плоды эгоцентризма и самости до скончания века.
Литургический «рецепт»
На вопрос Ирины Скибинской, почему мы не умеем прощать, и как искренне, а не формально покаяться перед близкими людьми и самому не вспоминать обиду,Владыка ответил: «Есть в опыте православия Прощеное воскресенье – как бы «день открытых дверей», который облегчает покаяние и прощение. Но каждый день православного христианина начинается с того, что мы испрашиваем прощения в молитве к Богу. То же происходит за каждой литургией, за каждым богослужением. Мешает нашему стремлению к покаянию то же себялюбие, оно препятствует действию благодати. Но абсолютно в любой жизненной ситуации есть верный литургический «рецепт»: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Такие раны неисцельны…
Журналист «Тульских Епархиальных Ведомостей» тоже коснулся украинской темы. Верующих взволновало появление у стен Киево-Печерской Лавры вооруженных людей. Будут ли святыни Лавры по-прежнему доступны для паломников из России?
Митрополит ответил: «Надеемся, что так и будет. Сегодня собирались Предстоятели Поместных Церквей, и этот вопрос обсуждался. Вовлекать ценности религиозного достоинства в это политическое противостояние, в этот искаженный диалог в корне неправильно. Это взрывоопасно, ведь такие раны почти что неисцельны. Всякий раскол долго изживается: ведь как давно произошло разделение Западной и Восточной ветвей Церкви, а века спустя и наш русский раскол ,но мы до сих пор еще не пережили их последствия и все от этого мучаемся, страдаем, а преодолеть не получается». Владыка упомянул нашумевший фильм «Раскол»: «Имея такой богатый опыт за плечами, сколько можно падать в ту же самую яму? Мы будем надеяться на благой исход. Враг рода человеческого не дремлет, а те, кто служит ему, очевидно, служат искреннее, нежели мы. Наверное, нашей ревности к Богу и верности Ему не хватает, чтобы преодолеть это».
С Богом всегда онлайн
Еще один вопрос «Ведомостей» был посвящен Великому посту. События в России и за рубежом таковы, что невозможно не следить за новостями, так что ограничить время на телевизор в пост не получается. Ритм жизни отвлекает от молитвенной сосредоточенности, а ежедневно бывать в храме работающему человеку сложно. Чем компенсировать, восполнить для себя недостаточную духовную сторону поста?
Владыка ответил: «Вниманием, которое должно перерасти в онлайн – в линию постоянного памятования о Боге. Нужно ходить перед Богом, где бы ты ни был – работаешь ты, едешь в транспорте. Забыл о Боге – нужно не просто переключиться, а сотворить молитву. Если отвлекают важные и тревожные новости, значит, молиться так: «Господи, укрепи, просвети их и помоги за них воздыхать, чтобы благодать Твоя победила». Даже если нас поймали на свой золотой крючок СМИ и от их продукции деться некуда, нужно «пересыпать», как пересыпают сено, весь свой день молитвой. Владыка Илларион Алфеев как-то рассказывал, как однажды стоял в пробке и как использовал это время со смыслом. Есть свободная секунда – сотвори молитву Иисусову или молитву мытаря, посмотри что-то у Иоанна Златоуста. У него маленьких молитвочек столько, на 24 часа в сутки хватит!»
Выбраться из паутины
Журналист издательского отдела Олеся Феофилова спросила: «Возможно ли сегодня духовное возрождение России, если общество нацелено на потребление?»
Владыка ответил, что пока Бог дает исторический день, спасение возможно всегда, но не отдельно взятой страны, а конкретных людей. Больше или меньше будет спасенных – от нас сокрыто, но надежда на духовное возрождение всегда есть, иначе Господь давно бы остановил ход веков.
Автора вопроса также заинтересовало и место книги в жизни современного человека.
По словам митрополита, книги, как и многие явления окружающего мира, – палка о двух концах. Правильный выбор чтения зависит от установок внутри семьи. Если читать без вдумчивого отбора, то паутина секулярного сознания опутает сердце и душу человека, и он окажется в паучьих лапах человекоубийцы, из которых без Божией помощи не выбраться.
Молодежи – духовный стержень
Коллеги-журналисты озвучили вопрос Марины Панфиловой из газеты «Тульские известия» по поводу активности жизненной позиции современной молодежи.
Архипастырь вспомнил встречу со студентами в Тульском музее оружия и, по его наблюдениям, сегодня молодежь духовно пассивна, не ищет в жизни смыслового стержня и настроена на потребление благ. Серьезной духовной работы над собой никто не хочет, принцип «бери от жизни все» повсеместно проповедуется сторонниками «князя мира сего». А что в процессе следования этому принципу можно встретить много испытаний, бед и саму смерть, усиленно замалчивается. По мнению Владыки, в том, что у подрастающего поколения есть не восполненный никем духовный провал, виноваты старшие: вовремя не уберегли, не подсказали, не уделили внимание и время. Да, сегодня в Тульской митрополии много молодежных мероприятий и проектов – спортивные соревнования, творческие конкурсы, театральные постановки. Но этого недостаточно в ситуации, когда государство сняло с себя обязательства предлагать молодежи нравственный продукт (продукт – раз уж речь идет о потреблении). Демократические принципы не позволяют посягать на свободу совести, но о том, что сегодня посягают на душу человека, никто всерьез не задумывается.
Митрополит Алексий вспомнил советское время, когда работа с детьми и молодежью была делом государства, его обязательством перед народом, и отметил, что эти воспитательные методы и наработки (понятно, за минусом идеологии) хорошо бы возродить сегодня.
Возьми крест
Прихожанин Всехсвятского собора Петр Яценко поинтересовался намеченным на 2016 год Вселенским Собором Православных Церквей и процитировал Святейшего Патриарха Кирилла, который призвал к деятельному возрождению в любви и единстве.
По мнению Владыки, воплощение слов Святейшего – в уже упоминавшемся сегодня вневременном литургическом принципе: любовь, единомыслие и исповедание Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной. Собор – орган церковной дисциплины, который призван выразить то, что происходит, сформулировать правильные пути в ответ на запросы современности. Да, внешние события и обстоятельства подталкивают к созыву Собора, но это реакция не столько на внешние, сколько на глубинные процессы. Секулярное сознание пронизано эгоцентричным духом «отца лжи» и прочно стоит на этом. Православию тяжело, ведь оно требует обратного – отвергнись самого себя, возьми свой крест и иди за Христом.
СМИ бывают разные…
Прихожанин тульского храма святого Александра Невского Николай поделился своими впечатлениями от выставки эскизов Поленова к картинам на евангельские сюжеты, прошедшей в музее Крылова. Он посетовал, что случайно узнал об этом событии, так как в светских СМИ не было информации о выставке, и выразил надежду, что журналисты будут чаще и подробнее освещать мероприятия православной тематики.
Архипастырь тоже выразил сожаление ситуацией в СМИ, при которой многие социально ориентированные проекты и православные события остаются за бортом, а на первые строки сайтов и газет продвигается совсем иной контент. Сотрудники епархиальных СМИ подключились к диалогу и пригласили Николая на тульский православный веб-ресурс, где размещаются анонсы выставок и конкурсов и ежедневно рассказывается обо всех интересных событиях.
Не реформатор, а детоводитель
Целый блок вопросов, как и на брифинге прошлого года, был посвящен преподаванию основ православной культуры.
Учитель русского языка, литературы и ОПК тульской школы №38 Сергей Учайкин спрашивал о катехизаторских курсах для педагогов, об учебной литературе и дисбалансе школьной программы, в которой в старших классах английскому языку отводится больше времени, чем родному.
Достойные и квалифицированные ответы дал руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Геннадий Антонов, рассказавший о многолетнем сотрудничестве Тульской епархии с институтом повышения квалификации, о контакте с педагогами и совместных проектах. Отец Геннадий также привел убедительную статистику о том, что основы православной культуры в противовес светской этике выбрало большинство учащихся.
Диалог о предмете подытожил митрополит Алексий. Что касается особенностей школьной программы и возможностей раннего изучения ОПК с третьего класса, то с такими инициативами нужно активнее выходить в свет. Заинтересованные люди способны на благие преобразования, а стучащему отворяют. Ведь, по словам святых отцов, то, что зависит от тебя – сделай, все остальное управит Господь. Но, по словам Владыки, есть и более высокие цели, чем большие реформы, например, помогать маленькому человеку идти к Богу. Отчего сегодня у молодых людей проблемы с духовностью? Они вовремя не получили мудрого и верующего детоводителя. Вырастая, такие дети не найдут мотивации позаботиться о родителях, не сумеют искренне сопереживать. «Если вы сможете зажечь сердца детей верой, или сердце хотя бы одного из них – это уже будет много»,– сказал архипастырь.
Валентина Киденко, фото Фёдора Передиреева