В приходе Свято-Богоявленского храма села Хрущево Пригородного благочиния прошли чтения, посвященные празднованию 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира
Мероприятие, организованное настоятелем храма иереем Евгением Руденко, состоялось после Божественной литургии; участниками праздника стали прихожане прихода, в том числе сотрудники Плехановского библиотечного филиала. Отец Евгений рассказал: «Праздник, который мы отмечаем сегодня можно назвать как религиозным, так и национальным, и государственным, и культурным. В 988 году, выбрав христианство в качестве государственной религии Киевской Руси, святой князь Владимир заложил основание, на котором была воздвигнута русская православная вера, за что он прославлен в лике святых как равноапостольный. В этот день мы решили провести не просто духовную беседу: активные молодые люди нашего прихода подготовили выступления, посвященные этой дате».
За чаепитием в непринужденной дружеской обстановке было прочитано три доклада. Первой выступила Татьяна Юдина с сообщением на тему: «Славянское язычество на Руси до Крещения. Его отголоски в наше время». В докладе было уделено внимание языческим практикам в дохристианское время, некоторые из которых дошли до нас: суеверие, вера в приметы, боязнь порчи, сглаза, деятельность разного рода целителей. «Языческие праздники на Руси проходили очень весело, с песнями и плясками. Почти все праздники были связаны с циклами сельского хозяйства, которое являлось основным источником пропитания славян. Все мы знакомы с празднованием дня Ивана Купалы, который сопровождался такими обрядами, как прыжки через горящий костер, скатывание с горы зажженных колес и купанием в реках и озерах. Так же, как и в наши дни, очень широко отмечалась и Масленица с обязательными блинами и сжиганием чучела зимы. Жизнь наших предков немыслима без оберегов. Это и полотенца с особыми узорами, и куколки из бересты, и связанные из бисера поделки. Позже обереги стали выполняться и в виде ювелирных изделий. Языческие традиции и сейчас присутствуют в нашей жизни. Вера в домовых, леших и многое другое – все это отголоски былой религии, которая тесно переплелась с православными истинами», – отметила Татьяна.
Вторым докладчиком стал Владимир Грибанов с повествованием: «Князь Владимир, роль его личного обращения ко Христу в принятии православия на Руси». В своем рассказе он отметил о личности князя Владимира, который пережил духовный переворот, повлиявший на всю его дальнейшую жизнь, в том числе следующее: «Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались строительство храмов, книжное дело, литература, история и философия».
В последнем сообщении рассказывалось о вехах духовного расцвета России: домонгольской Руси, времени преподобного Сергия Радонежского и новомучеников XX века. «Крещение Руси. Положительные уроки в свете всей истории русской церкви» – такова тема доклада Виктора Авилова.
В завершении мероприятия отец Евгений сделал вывод: «Всем понравился такой формат общения, в котором сами прихожане принимают активное участие, поэтому мы единогласно решили наряду с библейскими беседами проводить подобные познавательные чтения».
Татьяна Шитова