На Антипасху, в селе Супонь Узловского района прошёл праздник «Колокольные звоны». С искусством колокольного звона маленьких прихожан Свято-Троицкого храма знакомили и звонари, и другие служители церкви, владеющие этим мастерством.
«Колокол – это голос церкви, зовущий издалека и посылающий равномерный привет дворцу и лачуге», – писал Паоло Мантегацца. Эти слова абсолютно справедливы и в отношении колоколов Православной Руси.
И хотя, предположительно, слово «колокол» происходит от греческого «калкун», что значит клепало или било, впервые колокола стали употребляться в Египте при священнодействиях в праздники Осириса. У греков, как и у нас, колокола призывали народ к богослужению. Древность некоторых колоколов Китая и Японии не уступает древности «кампанов» Рима, Греции, Иудеи и Египта.
На Руси колокола известны с XI века. Существовали колокола разных видов, и названия часто им давали по назначению, по звону и т.д.: набатные, вечевые, красные, царские, пленные, ссыльные, благовестные, полиелейные, золочёные и даже лыковые. Имелись также небольшие колокола под названием кандия или звонец, которыми давалось знать звонарю на колокольню о времени благовеста или звона.
Известно, что когда власти желали наказать какой-либо мятежный город, то лишали главный колокол голоса. В 20-е годы прошлого века началось закрытие и разрушение церквей и монастырей. Так, в нашем областном центре не только были сняты колокола у храмов, которые превратили в склады и т.п., практически все колокольни были разобраны, словно для того, чтобы показать: голос у церкви отнят бесповоротно.
Но, как говорил Екклесиаст: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом…время разрушать, и время строить…». Наступило «время строить» и «время собирать камни». Одно из свидетельств тому – праздник «Колокольные звоны» в селе Супонь Узловского района.
«В Свято-Троицком храме уже не первый год проводятся такие праздники для местных детишек, – рассказывает настоятель Свято-Никольского храма в селе Высокое Узловского района протоиерей Дионисий (Венюков). – Ребята в сопровождении взрослых поднимаются на колокольню, где узнают о том, как правильно бить в колокола, сами с удовольствием ударяют в колокол. Затем, спустившись вниз, принимают участие в чаепитии с куличами».
Погода для праздничного мероприятия стояла великолепная. Но на колокольне ветрено и прохладно даже в солнечные дни, поэтому чашечка горячего чая совсем не лишняя после пребывания наверху. Мастерство звонить в колокола непросто, здесь играет роль не только навык. Хороший звон зависит от искусного перебора шести, семи, а иногда девяти и даже тринадцати колоколов, с соблюдением ровного такта, зависящего от более или менее частых ударов в большой колокол. В старину в некоторых церквах звонили по нотам, выражая, например, «Господи, помилуй», «Святый Боже» и прочее.
А разве не любопытно, что ещё в не столь давнем прошлом звонари, для того чтобы уберечь слух, страдавший от сильного и частого звона, звонари вкладывали в уши круглые ягоды, например, рябины, калины или клюквы.
Детям праздник очень понравился. Вместе с тем, ближе и понятнее стала и жизнь Церкви.
Трудно также не согласиться со взрослыми зрителями, которые говорят, что колокольный звон – это чудо! Он создаёт настроение: благовест зовёт на службу, весёлый, «малиновый» – радует сердце, дарит ощущение праздника, мерный похоронный – утишает скорбь. Вот набатный лучше не слышать, ведь он – вестник большой беды. Есть свидетельства, что в прошлом мощный гул колоколов, разносившийся далеко по округе, способствовал подавлению моровых поветрий, так как убивал бактерии.
Сильный, чистый, гармоничный колокольный звон не только приятен для слуха, он рождает в душах какое-то высокое чувство, зовёт издалека и посылает привет всем, кто его слышит.
Вера Иванова