Троицкую Вселенскую родительскую субботу жители Торхово особенно ждали – в своем родном селе об упокоении усопших они давно не молились вместе, а, чтобы заказать панихиду, ездили в городские храмы, в Венев монастырь. Церкви в селе нет почти восемьдесят лет – в 30-е его закрыли коммунисты, а в 40-е разрушили фашисты. И вот, удивительно – в год столетия революции на месте старинного престола храма во имя Грузинской иконы Божией Матери состоялась первая панихида. Благочинный Восточного округа протоиерей Павел Савельев совершил ее под открытым небом.
Пространственным обрамлением для молитвы об упокоении близких «в месте злачнем, в месте покойнем» стали лесные своды, живописные дали окрестных полей и старинных тульских засек, речка Тулица – красивейшие места Тульской земли, где молитвенное песнопение про «жизнь бесконечную» звучит с особой проникновенной достоверностью.
Невозможно не загореться воодушевлением местных жителей – членов недавно созданной, небольшой, но уже крепкой общины будущего храма во имя Грузинской иконы Божией Матери. Община – еще одна иллюстрация слов Святейшего Патриарха Кирилла о том, что храм – не только стены, что важно созидать души и саму Церковь как Тело Христово.
Увидеть, как происходит это созидание, воочию довелось журналисту издательского отдела епархии. В ожидании приезда отца Павла за несколько минут на заросшей поляне как будто выстроились «стены» будущей церковки с ее неповторимым сельским колоритом. Высокую сочную июньскую траву примяли резиновыми сапогами, нехитрую утварь для богослужения привезли на красном «муравье» и вездеходной «ниве». Старенький стол обозначил собой канун. Появилась вышитая белая скатерть, Распятие, подсвечник, ящик для пожертвований – словом, церковное пространство.
Прихожане не заставили себя долго ждать: увидели объявление о будущей службе, и «сарафанное радио» разнесло весть о готовящемся событии. Что удивительно, среди пришедших были не только привычные «белые платочки»: мужское население села не подкачало и оказалось в большинстве (что для городских храмов пока еще редкость). И это дает надежду, что помощники в непростом деле строительства непременно будут.
«Благодаря идее построить храм люди сплотились, стали отзывчивей, ближе друг к другу. Село зажило какой-то другой жизнью. Теперь можно запросто постучаться в двери, попросить о помощи», – рассказывает их односельчанин Александр Меситов. Это он подвигнул торховцев на строительство новой церкви на месте утраченной.
Он, общинный староста, состоящий в двух Всероссийских творческих союзах – писателей и журналистов – знаком тулякам как редактор и корреспондент областных газет, публиковался в «Тульских епархиальных ведомостях» как автор стихов, участвовал в мероприятиях издательского отдела епархии.
Александр Михайлович как человек пишущий всегда интересовался историей малой родины – села Торхово: изучал литературу, посещал архив, собирал местные артефакты. Знал и о старинной усадьбе с храмом и кладбищем, от которой теперь не осталось камня на камне. И о том, что судьба этого дворянского гнезда связана с именами представителей старой русской династии Михалковых. Интересовался он и редким названием бывшего здесь храма в честь Грузинской иконы, вокруг которого сложились легенды. Возможно, причиной такому названию стала большая ностальгия хозяина усадьбы по Грузии (откуда, как рассказывают местные, он привез жену и где оставил доставшиеся ему в качестве приданого богатые виноградники). Другая версия – две истории о помощи Пресвятой Богородицы через Ее святой образ при спасении утопающего барина и при чудесном избавлении помещичьей семьи от разбойников.
Все эти рассказы успели стать местным фольклором, достоверность фактов только предстоит выяснить, но важно другое – история храма торховцам и поныне интересна. Многим из них храм лично дорог, он – часть семейной истории. У кого-то в церкви пела бабушка, у кого-то – предки венчались, а у старожила села Владимира Илюшина сохранилась храмовая икона.
Отвечая на вопрос о том, как получилось воодушевить людей на восстановление церкви в наши дни на витке кризиса и санкций, Александр Михайлович сказал: «Ничего не решал сам – Господь повел. Вместе с женой как-то пасли коз возле руин усадьбы и наткнулись на кладку, это был старинный фундамент. Помню удивительное ощущение – что это не случайно. А потом и белый голубь откуда-то слетел. Откуда? Таких голубей никто тут не держит. Мы с Татьяной восприняли происшедшее как знак свыше.
Потом наш знакомый священник отец Александр, кстати, историк по образованию, благословил на начало дела. Поддержала словом и молитвой и монахиня, прихожанка храма Двенадцати апостолов матушка Руфа. Мы с женой пошли по домам, собрали у односельчан подписи, в 2016 году зарегистрировали общину и начали сбор средств на строительство. Благочинный отец Павел тоже сильно нам помог и духовно, и в решении практических организационных вопросов. Получили благословение митрополита Тульского и Ефремовского Алексия. А недавно общине передали в собственность участок земли – по очертаниям он напоминает земли Дивеевского монастыря».
Фотографий и рисунков храма во имя Грузинской иконы Божией Матери не сохранилось, так что о внешнем облике храма известно мало. О его архитектуре екатерининских времен и приделах в честь святого Георгия Победоносца и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в нескольких строках упомянуто в известной книге П. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии».
Местная жительница Татьяна Князева рассказала, что, по словам ее бабушки, сельский богородичный храм отличался нарядной красотой и просторностью. Подъезд к нему обрамляли ворота, ограда с высокими тумбами из кирпича, дорога была мощеной, позже – асфальтированной. В детстве Татьяна Петровна тайком от родителей прибегала сюда с друзьями, дети разглядывали развалины, могилы, кресты и надписи на плитах кладбища.
По преданию, где-то здесь похоронен православный архитектор церкви Антон Девиер – сын португальца, служившего денщиком у Петра Великого. Поскольку восстановить облик старинной построенной Девиером церкви не представляется возможным, за основу проекта нового храма будет взята одна из церквей Свято-Данилова монастыря в Москве.
Протоиерей Павел Савельев привез новой общине бесценный подарок – икону святителя Николая с благословением Святейшего Патриарха. Торховцы приложились к иконе с особым благоговением. В столетие революции мощи любимого русскими людьми святого пребывают в России, и этот образ был освящен в Храме Христа Спасителя на мощах угодника (кстати, в столице очередь к святителю Николаю длится много часов, а к ним в село святитель словно пришел сам). Удивило пришедших и то обстоятельство, что именно в честь этого святого в старину назывался один из приделов сельского храма.
Отслужив панихиду, отец Павел обратился к прихожанам: «Радостно видеть, как постепенно все меняется: сначала вы приходили сюда для себя – воду крещенскую взять, освятить куличи. На сей раз наша молитва – не о себе, а об усопших, которые особенно нуждаются в ней и просят о ней по-разному: являясь нам во сне или через голос совести.
В романе Федора Достоевского старец Зосима говорил: «На всякий день, когда ты можешь, молись: «Господи, прими днесь представших Тебе». Если вдуматься – сколько душ каждый день отходит к Богу! И эту молитву мы исполняем ныне по зову сердца.
В молитве мы чаще всего чего-то просим, редко Бога благодарим. И как редко молитва бывает потребностью нашей любви к Богу! Если будет в нас «мертвость» и холодность ко Господу, то ничего не стоит такая вера. Будем же мы огонь возжигать в наших сердцах совместными мольбами и трудом на этом месте – чтобы и дальше творилась молитва, и чтобы был храм Божий».
К приезду священника готовились под зонтами, дул сильный ветер, накануне прошел град, но во время панихиды на удивление ярко сияло солнце. Вспоминая это, отец Павел предложил торховцам соорудить небольшой навес от непогоды.
После панихиды, отвечая на вопрос, будут ли у храма новые прихожане, в том числе активные молодые люди – жертвователи, строители, благоукрасители, староста Александр Меситов показал на большое поле через дорогу от места сегодняшней молитвы: «Эти участки уже розданы многодетным семьям. Представьте, что каждая такая семья –пять-семь человек, а семей приедет немало. 1200 участков – целый поселок, так что будущий храм во имя Грузинской иконы Богородицы точно пустовать не будет».
Валентина Киденко, издательский отдел Тульской епархии.
Фото автора.