Порядок чтений, согласно календарю:

Мк., 48 зач., X, 46–52.
Лк., 51 зач. (от полу́), X, 19–21.
Евр., 319 зач., VIII, 7–13.
Рим., 96 зач. (от полу́), VIII, 3–9.

3 Чтения hСвт. Феофана читаются, если ему совершается служба.

10. Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 6-й. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского).

Служба свт. Григория, еп. Нисского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава)[1] (Б).

Примечание. Службы прп. Дометиана, еп. Мелитинского, и прп. Маркиана пресвитера могут быть перенесены на повечерие в Неделю вечера[2].

Приводим также порядок совершения полиелейной службы[3] свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (А)[4].

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 10 января, в службе свт. Григория Нисского, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре…»[5], «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. на стиховне утрени в службе свт. Григория Нисского, без стиховных припевов), и литийные стихиры святителя, глас 3-й[6]. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Днесь красуется…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, исполнити хотя…» (см. на стиховне утрени в службе свт. Григория Нисского).

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. на стиховне вечерни в службе свт. Григория Нисского).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[7].

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом[8]. «Ангельский собор». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 8-й; седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же. «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю…», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. по 1-м или по 2-м стихословии в службе свт. Григория Нисского) или Богородичен Минеи, глас тот же: «Необоримая Предстательнице…»[9]. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 1-й на 4 и святителя на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святителя, глас тот же; седален святителя, глас 8-й (дважды)[10]. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Иисусу рождшуся…» (см. в службе свт. Григория Нисского).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас…» (см. в службе свт. Григория Нисского).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и святителя, глас 7-й – 4 (со славником[11] и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера в службе святителя). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…»[12].

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя[13]. Кондак воскресный.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак святителя.

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондак праздника.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 5-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4.

На входе – «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении[14] и святителя[15].

Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и святителя.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…»[16], и святителя: «В память вечную…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 10 января, в службе свт. Григория Нисского, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и святителя, глас 5-й – 3. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Премудрости слово твое…»[17], «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в службе свт. Григория Нисского, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Правыя веры…» (см. славник на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…» (см. в службе свт. Григория Нисского, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Житие Божественно…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Григория Нисского, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[18].

Непорочны[19] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4 и святителя на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святителя, глас 1-й, ин кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Иисусу рождшуся…» (см. в службе свт. Григория Нисского).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас…» (см. в службе свт. Григория Нисского).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и праздника (см. в службе свт. Григория Нисского, на стиховне утрени), глас 2-й и глас 8-й – 4 (со славником: «Господи, исполнити хотя…», и припевами своими; припевы см. в Минее в стихирах на стиховне утрени). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…»[21].

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя[21]. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 5-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4.

На входе – «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении[22] и святителя[23].

Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и святителя.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…»[24], и святителя: «В память вечную…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».


1 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава.

2 Ср.: Там же. О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

3 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625.

4 Службы свт. Григория, еп. Нисского, прп. Дометиана, еп. Мелитинского, и прп. Маркиана пресвитера могут быть перенесены на повечерие в Неделю вечера. О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

5 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86.

7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…».

8 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

9 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).

10 Ср.: Минея, 7 января, 1-я Маркова глава.

11 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я; 15 сентября, Маркова глава.

12 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

15 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368.

16 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368).

17 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

18 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…».

19 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

20 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

22 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

23 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368.

24 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368).