Порядок чтений, согласно календарю:

Служба только по Триоди. На утрене с великим славословием «Честнейшую» не поем.
На литургии входный стих, что и в праздник. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (в остальные дни попразднства прокимен праздника, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их…»). Вместо «Достойно» – «Радуйся, Царице…» (до отдания). Отпу́ст вечерни, утрени и литургии во все дни до отдания: «И́же в виде́нии о́гненных язы́к…».
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

31. Понедельник Пятидесятницы. День Святого Духа[1]. Сплошная седмица[2].

Мч. Ермея[3].

Ап. Ермия.

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Рядовая служба Минеи (мч. Ермея) переносится на повечерие вторника Пятидесятницы (1 июня).

На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди).

На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи…» не произносится).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…»[4].

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвятый Дух…» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Ектении, и отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

Входный стих Пятидесятницы: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя»[5].

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен[6], глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову…».

Апостол – Еф., зач. 229.

Аллилуиарий, глас 2-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»; стих: «Не отвержи мене от лица Твоего…».

Евангелие – Мф., зач. 75[7].

Задостойник Пятидесятницы.

Причастен праздника: «Дух Твой Благий…».

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

Примечание. В седмицу Пятидесятницы «оставляются же и междочасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятыя Богородицы» (см.: Цветная Триодь, «В понедельник Святаго Духа», «зри»).

Примечание. В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.


1 В богослужебных книгах этот день имеет иное название: «Понедельник Святаго Духа».

2 В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

3 Имена указаны по Типикону.

4 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских песней остается трудноисполнимым, допустимо к канону праздника петь припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 651; Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 308).

5 «Приидите, поклонимся…» не поется, кроме архиерейских богослужений.

6 В остальные дни попразднства Пятидесятницы прокимен и аллилуиарий – праздника (см. на Литургии в сам день праздника Пятидесятницы).

7 Начало «Матфеевых седмиц». «Матфеевы седмицы», то есть зачала из Евангелия от Матфея, начинаясь от Понедельника Святого Духа, читаются до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении (см., напр., статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596).

//———————————- файл ИЮНЬ по ст.ст ————————————-