В Тульской Духовной семинарии открылась необычная выставка под названием «Башмаки, туфли, сапожки…», организованная епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор». Здесь представлено 329 экспонатов из коллекции актёра Тульского академического театра драмы, Народного артиста России Бориса Заволокина. Сувенирные образцы обуви – от изящнейших хрустальных туфелек Золушки до внушительных размеров конверта для младенца в виде башмака – собраны здесь со всего света.
Борис Фёдорович Заволокин – коренной туляк. Ещё школьником он увлёкся художественной самодеятельностью, занимался в драмкружке. Но актёром он стал не сразу: после школы поступил в техническое училище, работал токарем на Тульском оружейном заводе. И продолжал мечтать о сцене. Вскоре мечта его сбылась – при Тульском драматическом театре открылась студия. После окончания студии Борис Фёдорович работал в разных театрах страны, в 1987 г. был удостоен звания Народного артиста РСФСР. В 1989 году Заволокин вернулся в родной город и стал одним из ведущих актёров Тульского театра драмы. Зрителям он хорошо знаком по спектаклям «Вчера подкралось незаметно», «Медовый месяц Белугина», «Страсти по Никите», «Униженные и оскорблённые», «Свои люди – сочтёмся», «Смешанные чувства»… В 2007 году на фестивале имени Н. Рыбакова в Тамбове Борис Фёдорович Заволокин стал лауреатом премии «Актёр России» за роль работника Митрича в спектакле «Страсти по Никите» по пьесе Льва Толстого «Власть тьмы». Коллекционирование башмачков – его давнее увлечение.
– Я счастлив, что у меня это есть, – говорит Борис Фёдорович. – Ведь теперь ни у кого не возникает проблем по поводу того, что мне подарить. И на день рождения, и на 23 февраля все дарят мне башмаки. А теперь, когда мои друзья стали ездить на отдых за границу, коллекция пополняется стремительно. Уже и зрителям стало известно о моей коллекционерской страсти. Бывает, выхожу после спектакля и получаю вместо цветов башмак, перед которым все цветы вянут!
Началось это моё увлечение много лет назад, когда я вдруг задумался: все что-то собирают, почему бы и мне этим не заняться? Только вот что именно собирать? А тут сама жизнь подсказала. За удачную роль меня наградили поездкой в Болгарию, откуда я и привёз свои первые экспонаты – четыре сапожка. И с тех пор пошло… Вот самый загадочный предмет коллекции, – Борис Фёдорович показывает миниатюрный сапожок из металла. – Я его получил в наследство от своей соседки, заслуженной учительницы Татьяны Ивановны, и он очень дорог мне как память о ней. Не могу понять предназначения этой вещи, но чувствую, что сделана она руками тульского мастера.
…Вот сапожок театральный, он сделан мастерами цеха, который готовит реквизит для спектаклей. Это подарок к моему юбилею. Видите, на нём изображена сцена на балконе из «Ромео и Джульетты»… А этот башмачок украшал витрину рижского универмага. Я был в Риге на гастролях, увидел такое чудо в витрине магазина и не удержался. Обратился к директору, стал объяснять, что коллекционирую такие вещи, предложил два билета на спектакль. Он после долгих уговоров согласился продать мне башмачок за 3 рубля 5 копеек.
Есть ещё сапожки – бутылочки – с маслом, с ликёром, сапожки – рюмки. Откуда только они ко мне не едут – из Италии, Таиланда, Турции, с Кипра… Мы с женой много путешествуем по России, и отовсюду везём башмаки! Дома, в нашей однокомнатной квартире, ими забиты все шкафы и полки. Шутка ли – 610 экспонатов!
А вот это – подарок из женской колонии. (Борис Фёдорович показывает сувенир в виде полочки с аккуратно расставленной на ней кукольной обувью.) – Я ведь состою в комиссии УФСИН, приходится время от времени посещать исправительные учреждения. Недавно побывал в тульской колонии – курировал смотр художественной самодеятельности. Сколько там талантливых, интересных людей встречается…
Борис Фёдорович охотно отвечает на вопросы студентов, о каждом из предметов он может рассказывать часами.
– Вот этот экспонат совершенно уникальный: мастерская сапожника в миниатюре. Она выполнена в масштабе один к шести. Если не верите, можете измерить, убедиться. Этот сделал тульский сапожник, по национальности ассириец, друг моего брата. Он был мастер на все руки. Узнал о моей коллекции и решил меня порадовать. Два года трудился, работа – почти ювелирная.
– А как вы относитесь к обуви, которую сами носите? Какое она для вас имеет значение? – спрашивают Бориса Фёдоровича.
– Никогда не был любителем изящной обуви, главное, чтобы она была удобной, практичной. Так что отношение у меня к ней, можно сказать, ортопедическое.
– Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, ректор нашей семинарии, благословляя эту выставку, назвал имена нескольких святых, занимавшихся сапожным ремеслом, – Рафаила Оптинского и других, – говорит директор культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалёва. – Коллекционирование, собирательство, которое не захватывает всего человека, а мило греет его душу, Владыка называет таким хорошим словом – «утешение».
Марина Александровна вспомнила о своём старом знакомом – сапожнике, в своё время считавшимся одним из лучших в Туле:
– Он казался мне тогда уже очень древним, а теперь ему, по моим расчетам, должно быть лет триста! Но он по-прежнему работает в своей мастерской на Первомайской. Я приносила в ремонт обувь и с удовольствием слушала его рассказы. Выяснилось, что он шил сапоги для владыки Германа, возглавлявшего тогда Тульскую кафедру, бывал у него дома. «Владыка внутри такой сдержанный, у него долгие службы, поэтому ему нужны мягкие сапоги, – говорил сапожник. – Жизнь у него очень жёсткая, он по отношению к себе очень суров. И единственное, что он себе позволяет, это мягкие сапоги…» Вот видите, к такой прозаичной вещи, как обувь, тоже можно подойти философски. Из каждого башмака, из каждой туфельки можно вырастить целую человеческую историю – забавную, печальную, грустную… Эта выставка даёт нам повод поразмышлять о том, куда мы свои стопы направляем, всегда ли ходим путями прямыми, Божьими…
На прощание Борис Фёдорович прочёл семинаристам стихи Сергея Есенина и пригласил их в театр, особенно рекомендовал посмотреть спектакли по пьесам Островского.
Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов