В день малого престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в восстанавливающемся Христорождественском храме Чулковой слободы в сослужении благочинного Восточного городского округа Тулы протоиерея Павла Савельева и настоятеля иерея Александра Брыксина.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения совершено славление святым страстотерпцам и окропление молящихся святой водой.

Поздравляя прихожан с праздником, причастников с принятием Святых Христовых Тайн, именинников с днем тезоименитства, архипастырь произнес слово назидания: «Благодарю всеблагое Божие смотрение, мерности моей судившее вновь в этот праздничный день вместе с вами быть под сводами сего святого храма и взирать на дивный лик благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида, первых русских угодников, сыновей равноапостольного крестителя Руси князя Владимира от его христианского брака!

С особой радостью и благодарностью мы воспринимаем тот великий дар откровения духовной истины о смыслах жизни всего миробытия, человеческого рода и каждого конкретного человека, который благоверные князья сумели показать как во время своей земной жизни, так и особенно по отшествии из этого мира в мир подлинных реальностей, истекающих от Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, и дарствуемых нам для того, чтобы и мы, принявши красоту и истину этих откровений, смогли бы приобщиться к ним.

Когда благоверные братья Борис и Глеб оказались перед лицом того, что со смертью отца их старший брат Святополк, узурпировавший власть на Киевском престоле, помимо воли отца, который хотел, чтобы его унаследовал Борис, то они отказались от призывов со стороны поддерживавших их войск силой занять великокняжеский престол и править всей Русью. Князь Борис ответил всем, кто подталкивал его к кровопролитию: «Нет!». Он, как и брат его Глеб, будучи воспитанным своим родителем князем Владимиром, уже по его крещении, в то время, когда 27 лет он действительно на глазах у всех осуществлял равноангельное жительство, совершенно христоподобное, с самого детства, с материных пелен, впитывал этот живой пример христоподобного жительства, имея Христа Альфой и Омегой, началом и концом (Откр. 1:8) всех своих смыслов и тем самым идеалом, к которому устремлялся вместе с отцом всей своей сутью и существом.

Князь Борис потому и отказался от вражды, что понял: Господь распорядился совсем иначе, и заповедь Божья повелевает без всякого прекословия меньшему в роде слушаться и получать благословение от старшего, ибо если ты говоришь, что любишь Бога, а брата своего не любишь, то вспомни что Дух Святой сказал устами апостола Иоанна Богослова: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20).

И когда совершенно непонятно для остальных князь так себя повел, он знал, на что себя обрекает, и понимал, что храмина тела разрушится, поскольку ее ценность заключается только в том, чтобы вызреть в полноценное зерно понимания Кем мы живем, движемся и существуем. Даже если человек приобретет весь мир в два своих кармана, то у гроба карманов нет: нагими придя в этот мир, нагими мы из него и уходим. Но если душу свою не сохранишь, если не вырастишь в меру друга Божьего (Еф. 4:13) — не теоретическим познанием, а опытным — тогда все усилия твои — напрасный труд.

Благоверные князья именно это и показали своей жизнью и поэтому, по кончине своей, живы во Христе Иисусе, Господе нашем и принимают активное участие в историческом процессе Отечества своего. Другдругаприимательно сменяющиеся поколения на пространстве исторической Руси любят, чтут и благодарят благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба».

Выразив благодарность отцу-благочинному, отцу-настоятелю, клиру и прихожанам за усердие и прилежание в прохождении науки отцепреданного православного жительства, искренне пожелал всем, «взирая на жизненные примеры князей Бориса и Глеба, святителя Димитрия, митрополита Ростовского, стараться привлечь, принять, вместить и удержать Божественную благодать Святой Живоначальной Троицы».

Марина Полянская, фото Александра Морозова