В рамках Хомяковского лектория в Тульской духовной семинарии состоялась встреча с кандидатом философских наук, доцентом кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Борисом Вадимовичем Межуевым. Известный специалист в области истории русской философии, он является автором более двухсот научных работ, одним из авторов «Большой Российской энциклопедии», участвовал в подготовке полного академического собрания сочинения Владимира Соловьёва.
Открыл встречу клирик Иоанно-Предтеченского храма города Венёва, президент Образовательного фонда имени братьев Трубецких иерей Георгий Белькинд. Он напомнил, что идея лектория впервые прозвучала в Богучарове, на майской встрече Хомяковского общества, в которой принимали участие представители МГУ, Литературного института и ПСТГУ. Позже с предложением организовать лекторий выступил заместитель директора по научной работе Института философии РАН Анатолий Владимирович Черняев, которой сам неоднократно бывал в богучаровском доме-музее. После обсуждения возможных форм сотрудничества было принято решение – заключить трехсторонний договор между Институтом философии РАН, Тульской духовной семинарией и Музеем-усадьбой А.С. Хомякова.
Формат лектория – более свободный, в отличие от Хомяковских чтений, имеющих академических характер. Объясняется это целью совместного проекта – популяризировать наследие Алексея Степановича Хомякова в самой широкой аудитории.
Отец Георгий представил участникам встречи Бориса Межуева, которого студенты знают по публикациям и выступлениям на православных телеканалах, и объявил тему его лекции – «Славянофильство и философия Владимира Сергеевича Соловьёва».
Борис Вадимович подчеркнул новизну обсуждаемой темы, которая представляет большой интерес для исследователей, хотя до настоящего времени ей не посвящено ни одной фундаментальной монографии.
Лекция послужила для студентов стимулом к более глубокому изучению философского наследия Хомякова и Соловьева. Они узнали, что в начале своей деятельности Владимир Соловьев (1853-1900) воспринимался как наследник славянофильской школы, ярчайшими представителями которой были Алексей Хомяков, Сергей Аксаков и Иван Киреевский. Об увлечённости славянофильскими взглядами свидетельствует статья «Кризис западной философии (Против позитивистов)», написанная Соловьёвым в двадцатилетнем возрасте.
В славянофильстве юного философа привлекало то, что, несмотря на значительные расхождения по целому ряду вопросов, они сходились в главном: в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России; в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом шествии прогресса; в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества.
Со временем Соловьёв отходит от славянофильства В течение жизни он несколько раз переосмысливает своё отношение к наследию Хомякова, то высоко оценивая, то критикуя его взгляды. Ядром философского учения Соловьева становится идея всеединства. Он был убежден, что все имеющиеся философские учения страдали односторонностью. Одни из них считали исходным началом материю, другие – дух, третьи – ту или иную религиозную доктрину. Абсолютным же первоначалом Владимир Соловьев считал Всеединый дух, охватывающий все основы и начала, все формы бытия и сознания. Разум (рациональное начало) должен быть соединен с эмпирическим опытом, и оба они свое содержание призваны искать в религиозных идеях. Каждый из видов знания выполнял определенную функцию, но не был сам по себе достаточным. Только их синтез вел к действительному «цельному знанию». Идея сближения Бога, мира и человека раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Целью и смыслом всего исторического процесса он считает одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества.
Анализируя влияние наследия Хомякова на мировоззрение Соловьёва, Борис Вадимович приходит к определённым выводам, аргументируя их цитатами из трудов двух выдающихся представителей русской религиозной философии, рассматривая их идеи через призму времени…
По окончании лекции Борис Межуев ответил на вопросы слушателей. Объясняя, почему Соловьёв вошёл в круг его научных интересов, Борис Вадимович отиетил, что в наследии Соловьева его привлекает идея всемирной отзывчивости – неотъемлемая часть русской философской культуры.
Семинаристы поблагодарили Бориса Вадимовича за лекцию. Студенты подготовительного отделения и младших курсов отметили, что им ещё предстоит «дорасти» до более глубокого понимания изложенного материала.
В завершение встречи был представлен изданный Тульской духовной семинарией первый выпуск сборника «Хомяковские чтения» под редакцией директора епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марины Александровны Михалёвой.
Сборник открывает Слово митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на творческой встрече в усадьбе Алексея Степановича Хомякова. Издание содержит статьи известных российских учёных, таких как доктор философских наук, заслуженный профессор Московского университета, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ Михаил Александрович Маслин; доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин Полтавского национального технического университета Геннадий Евгеньевич Аляев; доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ Константин Михайлович Антонов.
В сборнике размещены материалы профессора факультета языков университета Лион – 3 им. Жана Мулена (Франция) Франсуазы Лесур; доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, заведующего кафедрой зарубежной литературы Литературного института им. М. Горького Бориса Николаевича Тарасова, доктора исторических наук, доцента исторического факультета МГУ Екатерины Николаевны Цимбаевой; старшего преподавателя кафедры истории и археологии факультета истории и права ТГПУ Елены Игоревны Ивановой. Все опубликованные статьи посвящены теме славянофильства.
Встречи в рамках Хомяковского лектория состоятся в этом учебном году ещё дважды: в марте, во время празднования Дня православной книги, и традиционно, – в мае, в дни памяти Алексея Степановича Хомякова.
Марина Горчакова, фото Сергея Макшанова