В сестричестве на приходе храма преподобного Сергия Радонежского протоиереем Алексием Антоновым, духовным наставником сестричества, была проведена беседа о смысле и значимости Прощёного воскресения, о необходимости научиться прощать искренно, от чистого сердца. По окончании беседы сёстры милосердия пили чай с блинами.
Утром после Литургии в храме преподобного Сергия Радонежского духовник сестричества протоиерей Алексий Антонов провёл с сёстрами беседу о важности и ценности Прощёного воскресения. Выслушав слова батюшки о предстоящих днях Великого поста, о необходимости очиститься, чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточившись на духовной жизни, сёстры, раскрыв свои сердца друг другу, со слезами просили друг у друга прощения, слышалось: «Простите меня» и ответом: «Бог простит, и я прощаю». «…будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Еф 4:32.
Прощённым это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в Евангельском чтении говорится о прощении: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Мф 6:14.
История возникновения Прощёного воскресенья уходит в начало христианства. В этот день монахи одной египетской обители прощались друг с другом перед длительным великопостным путешествием по пустыне, из которого возвращались далеко не все по причине засухи, болезней, диких зверей, старости. Попросить перед долгой разлукой прощения у людей, с которыми прожил целый год под одной крышей, которых, наверняка, неоднократно огорчал своею жизнью за всё это время, и которых, возможно, никогда уже больше не увидишь – что может быть более естественным?
«Как новый день нужно начинать с чистой совестью, так и Великий пост необходимо начать, очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, – объяснял сёстрам отец Алексий, – чтобы спокойно можно было сосредоточиться на себе, общении с Богом, по слову Христа: «Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то по дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк.12:58). Главным в этот день для вас должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия, или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасенья не желаю, могу ли я идти к Святой Пасхе, когда как говорит святитель Иоанн Златоуст в своём слове: «…все войдёте в радость Господа своего! И первые и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержанные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка, иногда уходит вся жизнь».
После проникновенных слов батюшки, которые сопровождались, искренними слезами покаяния, умиления и прощения обид, испросив прощения и простив друг друга, сёстры милосердия, наплакавшись и пожалев друг друга, пили ароматный чай с блинами в помещении сестринской комнаты в церковном доме. А уж блины у наших мастериц были самые разные – на молоке, на кефире, дрожжевые, с припеком, со всякими вкусными начинками, вот уж было утешение!
«В этот день, когда просто идёшь в храм, то ступаешь тише, затаив дыхание. Ведь сегодня Прощёное воскресенье. Все мы по традиции собираемся в этот день, чтобы попросить прощения за причинённые обиды друг у друга, у батюшки, у Господа нашего Иисуса Христа: «Господи, остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим». Ведь исправляться-то нам надо!» – поделилась самая старшая из сестёр милосердия Александра Ивановна Чухрова.
Прощение способно преобразить тех, кого мы прощаем. Святой архидиакон Стефан, первый христианский мученик, молился об убивавших его: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60).
Великий пост длится 7 недель, это время особое, та самая десятина, которую человек приносит Спасителю. А что мы можем принести Господу? Свое искреннее покаяние, чистосердечную молитву и любовь к ближним.
Ирина Соколова.