В понедельник 29 октября община тульского храма святого Александра Невского тепло и сердечно поздравила старосту храма Виктора Михайловича Черткова с семидесятилетием.
Виктор Михайлович Чертков – помощник настоятеля храма святого благоверного великого князя Александра Невского по всем хозяйственным и строительным вопросам. На нем лежит жизнеобеспечение такого сложного и постоянно «растущего организма», как храм, а также всех вспомогательных церковных строений.
А началось все… с телефонного звонка летом 2007 года. Владеющий множеством строительных специальностей, прошедший афганскую войну отставной военный, Виктор Михайлович на тот момент вспомнил увлечение юности, когда подростком помогал старшим, и занялся кровельными работами. А вставшему из руин, только начинавшему обретать прежний величественный облик, храму Александра Невского как раз нужен был специалист-кровельщик. И когда к Виктору Михайловичу обратились по телефону с предложением поучаствовать в восстановлении храма, он с радостью согласился. И как вспоминает Виктор Михайлович, не смотря на трудную в тот момент жизненную ситуацию, почувствовал, что на душе вдруг стало легко…
…Он родился в 1948 году в селе Новые Дольцы под Белевом; позже семья переехала в Белев. В 16 лет пошел работать, чтобы помогать матери. Быстро освоил специальность токаря в «Сельхозтехнике», и к 19 годам уже подготовил нескольких учеников. Виктору всегда нравилось делать что-то своими руками, видеть результат своего труда, когда из куска металла вдруг получается аккуратный, нужный людям предмет. Когда пришло ему время идти в армию, директор предприятия добился на год отсрочки для старательного работника. Здесь был свой фронт, особенно в горячую пору посевной и уборочной, и очень нужны были умелые руки…
Служил Виктор во Внутренних войсках, в подмосковном городе Жуковском, на охране стратегически важных объектов авиационного института. А в свободное от уставных обязанностей время занимался спортивной борьбой. Да так успешно, что занял третье место в дивизии в соревнованиях по самбо. Но делать карьеру в армии на этом основании не стал, хотя возможность такая была.
Вернувшись домой, снова пошел в «Сельхозтехнику», где его ждали. Но вскоре познакомился – вернее, встретился с уже знакомой еще по начальной школе девчонкой, а теперь студенткой Омского пединститута, приехавшей к бабушке на каникулы, Валентиной… Год переписывались, а в 1972 году поженились. И на несколько лет местом жительства молодой семьи стал сибирский город, в котором жили родители Вали.
В Омске чуть было не реализовалась его мечта детства стать художником: всегда любил рисовать, лепить. Работая в реставрационно-художественных мастерских Омского художественного фонда, прошел обучение в художественной школе при фонде и уже совсем было собрался поступать в высшее учебное заведение – Суриковский институт или Ленинградскую художественную академию. Готовил необходимые материалы для экзаменов – рисунки, композиции… Но сделал выбор в пользу маленького сына, который постоянно болел в Сибири, и ради которого семья переехала в Прибалтику, где уже обосновались родители жены…
Круто меняется профессиональная судьба: после интересной работы в реставрационных мастерских, где приходилось иметь дело с чеканкой, мозаикой, оформлением монументальных панно, Виктор снова пошел служить в армию. Только этот шаг плюс ходатайство отставника-тестя и сделали возможным переезд семьи в Латвию.
Отсюда в канун нового 1980-го года, «первым эшелоном из Прибалтики», прапорщик Виктор Чертков, секретарь комитета комсомола отдельного саперного батальона попадает сначала в Калининград, а в январе того же года – в Термез. Начинается его Афганистан, война, в которой он, инструктор политотдела по комсомольской работе, будет не только «проверять и поднимать моральный дух солдат», но рядом с ними с оружием в руках не раз идти навстречу пулеметному огню… В восьми боевых операциях принимал участие прапорщик Виктор Чертков. 23 месяца продолжалась его война. Была контузия, были потери друзей, сослуживцев. Но были и удивительные встречи, знакомства с интересными людьми, такими, как генерал, а в то время полковник Борис Всеволодович Громов. Как командир дивизии, генерал-полковник Валерий Иванович Миронов, впоследствии ставший заместителем министра обороны Российской Федерации…
Когда его спрашивают сегодня, какой след оставил в его жизни Афганистан, Виктор Михайлович отвечает: «В окопах неверующих не бывает!» Хотя был он и комсомольским вожаком, и членом партии, но каждый раз, готовясь к боевой операции, мысленно обращался к Богу: «Господи, спаси, сохрани!» Не ради себя – ради близких, оставшихся дома. И не раз замечал, что точно так же затихали на мгновение, сосредотачиваясь внутренне перед боевой операцией, солдаты…
Бог миловал – вернулся Виктор Михайлович домой живой и здоровый. Тогда, в начале восьмидесятых, первых «афганцев» с радостью брали везде – это был проверенный «золотой кадровый запас» нашей армии. На 13 лет местом службы и работы Виктора Михайловича стало Рижское высшее авиационное училище.
Но опять наступило время крутых перемен – теперь уже для всей страны. В 1993 году училище было расформировано, а потом началось активное вытеснение всех русских из Прибалтики. И в первую очередь, конечно – из армии. Так и получилось, что семья Виктора Михайловича вернулась на родину – правда, не в Белев, а в Тулу…
…В детстве, пока в школу не пошел, он очень любил ходить с бабушкой в церковь. До сих пор помнит, каким «вкусным» показалось первое Причастие… Любил в храме рассматривать строгие лики на иконах и на стенах. Один батюшка тогда сказал ему: будешь старостой! Он потом часто его слова вспоминал. Но ведь староста для послевоенного мальчишки – это полицай, предатель. «Нет, это не про меня – предателем ни за что не буду!» – твердо решил тогда.
А вот сегодня, можно сказать, исполнились слова того батюшки: Виктор Михайлович – помощник настоятеля, еще недавно эта должность так и называлась: староста храма.
…Сегодня храм святого благоверного князя Александра Невского в Туле выглядит красавцем! А ведь еще несколько лет назад залатать все «прорехи» в крыше, восстановить купол казалось делом трудно выполнимым. Опытный строитель, Виктор Михайлович с первого взгляда оценил сложность работы. Но на вопрос батюшки: справитесь? – уверенно ответил: конечно!
Свой первый подъем на купол храма – без лестницы, на веревке, через три года после перенесенного инфаркта – он и сегодня вспоминает, как чудо… Пот градом стекал по лицу, сердце колотилось, а в душе звучало: «Господи, помоги!» Видел, как далеко, на улице Пушкинской, глядя на него, крестилась какая-то женщина. Внизу молилась горстка людей вместе с батюшкой. Первая высота была взята… Но понадобилось три лета, чтобы купол храма приобрел сегодняшний великолепный вид.
Позже, когда им был сделан и установлен вместо временного деревянного креста на куполе храма нынешний золоченый, Виктор Михайлович понял смысл слов, сказанных отцом Виктором: это ваш первый крест! Первый – значит самый важный. Самый главный…
…Первая встреча с отцом Виктором тогда решила все: он увидел перед собой, как сам сегодня говорит, «чистую душу батюшки». Афганистан научил его многому, и прежде всего – безошибочно разбираться в людях. И одного взгляда на батюшку было достаточно, чтобы Виктор Михайлович понял: «наш человек». И стал для него поистине «правой рукой» во всех сложных и ответственных делах.
Говоря о том, чем для него является храм Александра Невского, Виктор Михайлович, перефразируя слова Маяковского, признается: «Когда я итожу то, что прожил, и роюсь в днях, ярчайший где, я вспоминаю одно и то же: день, когда позвонили мне… из храма Александра Невского»…
Ну, а для храма Виктор Михайлович Чертков просто находка! Человек ответственный, надежный, специалист и в ремонтных, и в хозяйственных, и в реставрационных работах; всегда безукоризненно вежливый, корректный, привыкший даже к ученикам в школе обращаться на «вы», сам о себе он говорит скромно: «Я нахожусь только на первой ступеньке решения тех сложных задач, которые передо мной стоят…»
Информационный отдел
храма святого Александра Невского г.Тулы