Неизменно большой интерес вызывают встречи с семейным психологом Татьяной Владимировной Корепановой в «Маминой школе», что действует при храме святого Александра Невского в Туле.
Вот и в этот раз тема, касающаяся особенностей характеров детей и их воспитания, никого не оставила равнодушным, и долго еще пришедшие задавали свои личные вопросы о воспитании детей и внуков, получая квалифицированные ответы не просто специалиста, но православного верующего человека.
Вообще-то тема беседы звучала, на первый взгляд, несколько «казенно»: «Ребенок в структуре семьи». Но уже с первых слов Татьяны Владимировны стало понятно, что формулировка абсолютно верная. Речь шла именно о «структуре», о составе семьи и месте ребенка в ней, в зависимости от того, является ли он единственным чадом, или только первым по времени рождения, или, напротив, последним, и как это его положение влияет на особенности его характера. Более того, каким супругом он может стать впоследствии, перенеся в свою взрослую жизнь это наследие детства.
Важно, конечно, чтобы рождение ребенка было желанным, чтобы уже с момента зачатия он был любим; чтобы не предшествовал его рождению аборт. Тогда первенцы, поистине, «баловни судьбы»: они лучше следующих детей учатся, более умные, более терпеливые, более выносливые. И очень похожи на родителей, очень привязаны к ним. Им важно чувствовать себя нужными близким и обществу. А вот если такой «нужности» не окажется, они могут стать «фантазерами», проявлять непоследовательность в своем поведении.
Но вот рождается второй ребенок – и неизбежно возникает со стороны первенца зависть и ревность. Понятно, ведь все внимание взрослых переключается на младенца, требующего особой заботы. Вот тут-то и нужна родительская мудрость: не говорить первенцу, что, мол, ты «большой», а он «маленький», а постараться, напротив, уделить как можно больше внимания именно этому «большому», всерьез страдающему маленькому человечку. Чтобы не возникало в его душе чувства агрессии, которая потом неизбежно вернется комплексом вины.
В чем «опасность» вторых детей? «Любите их меньше!» – советует психолог, ибо этот избыток неразумной родительской любви может пойти им во вред, стать причиной их затянувшейся инфантильности, безответственности.
А каково положение в семье «средних» детей, имеющих и старших, и младших братьев или сестер? Очень непростое: старшие – «лидеры», младшие – «любимчики», и средним, чтобы выделиться, надо изо всех сил «демонстрировать свои таланты».
Отдельно остановилась психолог на таких «комбинациях», как «старший брат сестер», «младший брат братьев». Оказывается, мужчина, выросший в окружении младших сестер, может стать не очень внимательным отцом: жена для него будет важнее собственных детей. А «младший брат братьев» рискует вообще в жизни «остаться не у дел»; привыкнув к опеке и покровительству старших, такие дети склонны к капризам, бывают непредсказуемы, не любят трудиться. Так что в этом случае родителям надо быть особенно внимательными, требовательными, чтобы не вырастить поверхностного, беспечного и безответственного человека, который вряд ли сможет создать прочную семью. Кстати, «младшим братьям братьев» лучше всего жениться на той, которая была «старшей сестрой братьев» – только она сумеет взять такого баловня в руки.
Особая тема – воспитание единственных в семье детей, уже в силу своей «единственности» «обреченных» быть эгоистами и имеющих немного шансов создать в будущем благополучную семью.
Конечно, сказанное не означает некой «фатальности» в судьбе человека, а означает лишь то, что родители должны быть очень внимательны к своим детям, учитывать особенности каждого ребенка, в том числе и обусловленные его положением в структуре семьи. Об этих особенностях и говорила психолог. Родительское воспитание должно быть гибким: кому-то нужна строгость и требовательность, кому-то – мягкость и снисходительность.
В завершении беседы было задано множество вопросов. «Хорошо ли, когда ребенок не скучает по родителям, а легко адаптируется в новой обстановке?» «Какова должна быть роль бабушки в воспитании?» «Что делать, если излишняя привязанность одного из супругов к родителям становится помехой браку»? «Как научить ребенка трудиться, хотя бы убираться в своей комнате»?
«Главное – благожелательная эмоциональная атмосфера в семье», – подвела итог разговору Татьяна Владимировна. Какие мы, такие и наши дети: «Ребенок учится всему, что видит у себя в дому».
Информационный отдел храма святого Александра Невского г. Тулы.