Каждый человек, пришедший в храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Туле, обращает внимание на икону, которую не встретит больше ни в одном храме нашего города. Это Образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Игумения земли Тульской».
Об истории появления в храме этой иконы, ее написания и символике мы попросили рассказать настоятеля храма протоиерея Виктора Рябовола.
– Замысел написания иконы возник еще в начале 90-х, когда стали открываться прежде неизвестные краеведческие сведения по истории нашего города, его святынь, храмов и монастырей, его преданий… Так, я узнал, что тульские чада преподобного Амвросия Оптинского часто привозили ему иконки Божией Матери – с благословением. Он ставил их у себя в келье, говоря: «Игумения Тульская пришла ко мне». А когда старец передавал икону Пресвятой Богородицы в Тулу, тоже говорил: «Вот вам Игумения земли Тульской». Все это сохранилось в преданиях тульского Успенского женского монастыря; его монахини хранили у себя эти иконки, передавали рассказ о них из уст в уста следующим насельницам обители – так и дошли эти рассказы до наших дней…
Смысл этой иконы в том, что, как и мы в нашем храме обращаемся всегда к Матери Божией, как к нашей Игумении и Наставнице, так и весь наш город Тула, имеющий свою богатую историю. Ведь, если внимательно посмотреть на эту историю, убеждаешься, что предки наши чтили Божию Матерь как свою Управительницу.
Что мы видим на сей иконе: Божия Матерь здесь, как Игумения, стоит в силе Господней. Далее – предстоящие Ей преподобные отцы: просветитель вятичей Кукша, преподобный Никандр Псковский – у нас в Туле есть храм в его честь в Щегловском монастыре; преподобный Сергий Радонежский – есть предание, что он приходил в Тулу; Антоний и Феодосий Печерские – первый храм Щегловского монастыря был освящен в честь Успения Божией Матери, а в основание его были положены кирпичики, освященные в Киево-Печерской лавре, на мощах с миром от мироточивых глав киево-печерских святых. Для Тулы они стали как бы основоположниками монашества; первый монастырский устав был взят оттуда, из Киево-Печерской Лавры.
Мы видим на иконе не сохранившийся, к сожалению, Иоанно-Предтечев монастырь, основанный в 1553 году на мощах воинов, чад, женщин, стариков, которые оборонили наш город в 1552 году. Интересно, что на освящение этого монастыря приезжал сам Иван Грозный, происходило это в день его именин, на Усекновение главы Иоанна Предтечи… Фактически, с этого времени, с появления в Туле монастыря, и начинается гражданская история нашего города, а до этого это была крепость, острог, воинское поселение… И вся дальнейшая история города связана с этим монастырем. С освящением его храмов, с молитвой в этих храмах, с крестными ходами и многим другим. Монастырь стоял как форпост духовной жизни. Позже, с 1800 года там был архиерейский дом, а потом уже – ЧК, КГБ, ФСБ…
Далее мы видим на иконе женский Успенский монастырь. Слава этого места связана сразу с тремя святыми, и всех их тоже можно здесь увидеть: это наш тульский святой, святитель Николай: на том месте, где сегодня Преображенский храм, была обретена икона в его честь, и образ этот так и стал потом называться «Никола Тульский». По преданию, обрел его Ермолай, казак, который стал впоследствии Патриархом Московским и Всея Руси Гермогеном; он тоже здесь изображен. Очень любил этот монастырь и часто бывал в нем блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, поэтому его мы тоже здесь видим. А также монахинь, юных и старых, которые преставились в этом монастыре. Много было среди них стариц, подвижниц; история монастыря очень интересная…
Вот еще мы видим святого; многие думают, что это святой Георгий, но это великомученик Димитрий Солунский. В свое время, когда я служил в Чулкове, одна монахиня, матушка Иннокентия, в схиме Мария, рассказывала, что ей было видение. «Вижу, говорит, что все рушится, падают дома, и все люди бегут в церковь Дмитрия Солунского, и я бегу. И из церкви выезжает витязь, может, из дружины Димитрия Солунского, а, может, и сам Димитрий, и скачет на место слияния рек Тулицы и Упы, на бой с вражьей силой»… Она рассказывала об этом очень образно, и мы видим на иконе, как Димитрий Солунский убивает дракона, который находится на стыке рек Упы и Тулицы. Ну, и символически того дракона, который мешает жить нашему народу, с которым мы связаны нашими грехами…
Вот так все эти истории и соединились в иконографию этого образа. На его создание мы получили благословение владыки Алексия. Образ был написан иконописцем Вячеславом Желтковым. Писалась икона трудно, мы много молились… Готовую икону отнесли в Успенский собор. Это было событие, сам владыка Алексий ее принимал. Сейчас образ находится в монастыре, в Новомосковске, а у нас в храме – копия с той самой иконы.
Задумывая этот образ, мы хотели подчеркнуть, что мы должны научиться видеть в Божией Матери не просто нашу Заступницу, Царицу, но, поистине – Игумению, Которая управляет всей нашей жизнью – как государственной, так и нашей личной. Чтобы все люди понимали, что именно Царица Небесная управляет нашей жизнью, что живем мы не по закону, а по милости, и эту милость вымаливаем нам Пресвятая Богородица. Поэтому как важно нам следить за собой – чтобы не оскорбить святыню! А молиться Ей мы можем во всех своих нуждах. Многим, например, нужно решить квартирный вопрос: кому молиться? – Игумении, Ее помощи просим. Если дела какие-то судебные – кому молиться? – Игумении. Еще и еще раз повторю: у нас есть Игумения всей Русской земли нашей – это Божия Матерь. И все вопросы должны решаться с Ее помощью – только бы нам самим быть этой помощи достойными…
Информационный отдел храма святого Александра Невского г. Тулы.