В день чествования первоверховных апостолов Петра и Павла для прихожан и гостей храма святителя Николая (на Ржавце) состоялась встреча с членом Союза архитекторов России – Татьяной Михайловной Халтуриной.
Тематика, выбранная в соответствии с этим днем, не была изложена языком сухих фактов. Богатый документальный и изобразительный ряд, представленный на проекторе, дополнил содержательную полуторачасовую лекцию архитектора и прихожанки храма Татьяну Михайловну Халтурину.
Автор лекции поделилась с нами впечатлениями о состоявшемся мероприятии.
«Касаясь этой темы можно заметить два основных отличия в культуре этих двух реионов. Говоря кратко об оном из них, можно заметить, что на Западе в основном имеет развитие архитектуры, на Востоке же – живопись.
Самые крупные Европейские храмы – Это Петр в Риме, а второй это собор святого Павла в Лондоне.
В европейской культуре в основном храмовая архитектура идет под знаком этих апостолов. Почему в Риме Петр – это понятно. Помимо Рима, Петру также посвящен Кельнский собор один из самых высоких готических соборов Европы.
Но на Востоке таких соборов, которые бы становились архитектурными символами города, не было. На Востоке идет совсем другое посвящение храмов. На Востоке – это София.
Константинополь – София, Салоники – София, Киев – София. Новгород – София, и так можно перечислять далее. София – Премудрость Божия, и уже в этом мы замечаем совсем другой акцент – Христоцентричность. В Европе же к сожалению о Христе забыли, он отходит на второй план.
Первый план – это апостолы.
Но это не значит, что у нас не почитают апостолов. Если мы зайдем в храм, то в любом храме на традиционном иконостасе мы найдем их изображения на строго зафиксированном, обязательном для них месте. Рядом со Спасителем мы всегда увидим Пресвятую Богородицу и Иоанна Крестителя, потом – архангелом, и следом – апостолов Петра и Павла, друг напротив друга.
И получается что вроде бы высокие красивые соборы, видны из далека, но внутри – мы не увидим. Чтобы была представлена вся полнота Церкви со святыми и ее Главой – Христом. А у нас есть. И здесь можно проследить очень четкую разницу между Востоком и Западом, которая порождает значительные различия в их культуре.
Затем очень интересный момент. Почему возникло столь сильное почитание именно в Риме? Дело в том, что никакую идею извне занести невозможно. И уже давно историческая, культурологическая наука пришла к такому мнению, что если нет точек соприкосновения, то новая культ на старых остатках не возникнет. То есть культуры вступают во взаимодействие. И то, что этот культ Петра становится столь значимым – также не является случайностью. Это имеет очень древние корни, уходящие в язычество.
Оказывается все дело в ключиках. Перекрещенные ключи, которые в христианстве понимаются как ключи от Рая и ада. Они наполняют собой абсолютно все пространство Рима. Это герб Ватикана, Рима и вообще любого папы. Но что интересно, Дело в том, что в древнем Риме символ ключик, как ключ от всех дверей, ключ между мирами был атрибутом бога Януса. Тот самый двуликий Янус, весьма почитаемое божество в языческом мире.
На Руси же ключи не акцентировались. Они могли присутствовать, но им не отводилось столько пространства.
За время лекции, я увидела взгляды людей, наполненные искренним интересом. Поэтому отведённого времени было недостаточно и наши встречи будут продолжены».
Некоторые слушатели согласились рассказать о своих впечатлениях от услышанного.
Валентина Николаевна: «Прекрасный подарок в такой великий праздник. Я и не могла представить, что апостолы Пётр и Павел оставили такой фундамент нравственности для будущих поколений. Хотя, в общем-то, без веры во Христа люди и не поймут их подвига».
Юрий: «Не ожидал, что символ ключа может говорить о Царстве Божием. В дни юности, когда я учился в институте, преподаватель Культурологии говорил, что ключ – это привилегия, данная Петру от Христа. Это превосходство Петра над другими учениками галилейского проповедника. Теперь я увидел другой взгляд исследователя, который не замутнён желанием устранить Бога. Спасибо Татьяне Михайловне. Ждём скорейшей встречи».
иерей Антоний Фадеев,
Корнаухова Татьяна.