В храме Святителя Николая на Ржавце завершился цикл пояснительных бесед на Божественную Литургию, так называемая, «Миссионерская Литургия» для прихожан храма.
Один из парадоксов нашего времени связан с информацией. При все большей ее доступности, человек все более пассивен к ее поиску, изучению, анализу. Это касается многих сфер жизни, и чаще всего поток информации и стремительный ход времени нас уводит от главных целеобразующих направлений нашей жизни.
Наша вера Христоцентрична. Для нас самое главное – Христос и дар спасения, который мы принимаем и которого не может быть без Причастия. Участвуя за Литургией в таинстве Причастия мы становимся единым мистическим телом и со Христом, и с небожителями, и с нашим единоверцами.
Способны ли мы расслышать слова: «Приимите, ядите – сие есть Тело Мое за вы ломимое…», притормозив стремительный бег наших мыслей? Понимаем ли мы, что происходит в тот момент на Литургии, этом Общем делании церковной общины?
Понимаем ли мы саму Литургию, в коей и телом и душой, в принципе, и должен принимать непосредственное живое участие мирянин?
И чтобы обратить внимание прихожан на то великое Чудо, что происходит в храме за Общим деланием, не всегда хватает написанных пособий или фото и видеоискусства. Остается единственный верный путь миссионера – разговор от сердца к сердцу.
Так, после длительного периода подготовки, ответом на многочисленные просьбы прихожан духовенством храма Николы на Ржавце был проведен цикл пояснительных бесед на Божественную Литургию.
Миссионерская Литургия – то есть богослужение с непосредственным пояснением происходящего – занимает определенное место в миссионерской практике Русской Православной Церкви.
Духовенством храма было решено не копировать полностью наработки предшественников, и предложить несколько отличительных особенностей.
Так по благословению настоятеля протоиерея Игоря Корейши, клириками храма иереем Антонием Фадеевым и диаконом Алексием Мельниковым была предложена идея распределить три составные части пояснений к Литургии на три разных дня.
Главная цель – не злоупотребить силами и вниманием прихожан, так как объем информации может рассеять внимание, вместо того, чтобы сконцентрировать его на Богослужении.
Поэтому три субботы Великого поста в нашем храме были посвящены пояснениям соответственно Проскомидии, Литургии оглашенных и в заключении – Литургии верных.
Что происходит в алтаре за Проскомидией, зачем мы подаем записки об усопших и о здравии наших близких – об этом было подробно рассказано в первую субботу цикла пояснительных бесед.
В этот день одним из главных акцентов Миссионерской литургии во время пояснений отца Антония был сделан на том, что храм созидала община. Именно община, состоящая из неравнодушных верующих, приносящих свои дары – хлеб, вино, елей, воск свечи и пожертвования созидала жизнь храма. И тогда ни сам храм, ни происходящее в нем уже не может восприниматься отстраненно, но как свое жилище – украшается, созидается. Где богослужение – это живое искреннее пение Богу, а миряне и клир на своих местах участвует в едином Общем деле.
Вторая часть, в следующую субботу была посвящена Литургии оглашенных. Отец Антоний просил обратить внимание прихожан на то, что оглашенные порой месяцы и годы проходили подготовку, знакомились с верой христиан. Тем временем община присматривалась к человеку, достоин ли он звания христианина. И как значительно это отличается от того, когда наши современники принимают крещение «на всякий случай», и «что бы все было хорошо», а не с желанием идти в след за Христом.
Заключительная часть была посвящена Литургии верных.
Тайну, которую вмещает самая проникновенная часть Литургии объяснить человеческим языком, наверное, невозможно – это дело Божие. Но сделать ее на шаг ближе, обратить внимание на смысл читаемых молитв – в силах человека. И для пояснения самой ответственной части Литургии к прихожанам обратился настоятель храма отец Игорь.
Перед пением Херувимской песни, напомнив ее слова, отец настоятель пояснил: «В мироздании, в духовном мире есть постоянное песнопение высших ангелов, которые прославляют Бога. И сейчас вместе с ними мы «тайнообразующе» – то есть прикасаясь к этой тайне, будем «припевающе» – то есть добавляя свое пение мысленно – здесь находиться. И во время этой молитвы во время Великого входа мы должны «всякое ныне житейское попечение» оставить. Важно поймать себя на мысли, что если мы думаем не о Херувимской песни и не оставили «свои житейские попечения» , то мы по-настоящему и не участвуем в Богослужении.
Далее, пояснив суть последующих песнопений, отец Игорь отметил важность внимательного молитвенного участия каждого прихожанина во время Евхаристического канона.
Здесь последовало разъяснение словам молитв: «…Твоя от твоих Тебе приносящее…», «…Поющее, вопиюще, взывающее и глаголюще…» и многое другое.
Со вниманием и интересом верующие на протяжении этих трех Литургий внимали пояснениям священников. Охотно отзываясь рассказать о своих впечатлениях от услышанного, верующие единодушно отметили важность и пользу нового для них опыта участия в богослужении. При этом каждый находил для себя что-то новое.
Татьяна: Мне очень понравилось, что здесь объясняют так подробно. Я не первый раз прихожу в этот храм, поэтому мне более понятен и смысл Литургии и всего этого пояснения.
Светлана Михайловна Шевченко: Мне очень понравилось, вообще не представляю, как может это не понравиться. Высший балл. Это было очень поучительно и не то что не мешает, а наоборот, помогает настроиться на службу. Те, кто не знал – узнают; те, кто забыли – вспомнят. Все было очень хорошо, просто необыкновенно!
Елена: Настолько доступно, настолько понятно. К сожалению, я почти ничего из рассказанного не знала, как, думаю, и многие из нас. Очень поучительно, и очень хорошо. Например, пояснения к песнопениям – это очень много значит. Мы ведь слушаем, слушаем, а не знаем, о чем поют.
Ирина: Очень понравилось, но сформулировать сейчас я даже не смогу. Жаль, что не смогла присутствовать на двух предыдущих. Но даже один день уже принес много полезного.
Валерий (военнослужащий): Было очень познавательно, полезно и интересно. Молитва и вообще служба Божия своего рода духовное оружие. А оружие надо знать в совершенстве и уметь им правильно пользоваться. Спасибо духовенству храма.
Корнаухова Татьяна.
Фото – автора.