Истина веры находится в единении с истиной науки. Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Каждый раз, узнавая о достижениях современной науки и перечитывая творения святых отцов, мы еще раз убеждаемся в том, что истина веры находиться в единении с истиной науки. Эти и другие интересные вопросы обсуждают воспитанники Воскресной школы при Свято-Казанском храме на уроках астрономии.
«Когда мы долго смотрим на звездное небо, порой думаем, что где-то там, высоко, кроме видимого с Земли неба, есть Небо Бога и ангелов. Мы вспоминаем Евангелие, как звезда известила людей, что родился в мир Иисус Христос. Вспоминаем и слова Апостола, что звезда от звезды разниться в славе», – этими словами начал сегодняшний открытый урок духовник школы, преподаватель курса астрономии, протоиерей Владимир Королев.
Мы живем в безграничном мире, который называется Вселенной, или космосом. Первое представление о нем возникает, когда мы смотрим на ночное небо. Оно указывает на премудрость и величие своего Создателя: «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18.2).
Сегодня, в последний день Сырной седмицы, мы примиряемся во Христе, взаимно испрашивая прощения и еще раз задумались как важно в этом огромном мире сохранить себя в любви к людям, Богу, сотворенному Им миру.
Великий немецкий астроном-христианин Кеплер сравнил чувство, которое он испытывал, созерцая небо, c ощущением Бога в душе.
«Как найти разные созвездия, какие у звезд названия, что бывает со звездами, откуда берутся звезды и почему они разные, что находится между звездами, есть ли жизнь на других мирах?» – эти и другие вопросы задавали ребята и взрослые в ходе занятия.
Почему мы затронули эту тему? Потому что нет человека, который не восхищался бы звездным небом, не прочитал о его красоте в книгах.
Знаменитый мудрец древности Сенека говорил, что, если бы звезды были видны только из одного-единственного места на земле, туда стекались бы толпы людей, чтобы лишь взглянуть на вид ночного неба со звездами.
«Мы начали преподавать в воскресной школе курс астрономии как дополнительный предмет, так как его введение в общеобразовательной школе пока, к сожалению несколько фрагментально, – пояснила директор Воскресной школы, кандидат педагогических наук Наталия Евгеньевна Зернова,- одновременно с этим интересом наших воспитанников, мы реализовываем и давнюю мечту детства нашего настоятеля и духовника отца Владимира, который на протяжении всей своей жизни изучает не только теоритические аспекты предмета, но и практические (побывал в нескольких обсерваториях, планетариях, организовал экскурсию в Звездный городок для наших воспитанников, проводит практикумы по наблюдению за звездным небом в телескоп).
«Любопытно, что ваше любимое слово «каникулы» происходит от названия созвездия Большого Пса, куда входит Сириус,- пояснил отец Владимир, воспитанникам и заинтересовавшимся взрослым,- Летом в древнем Риме существовал такой признак погоды – с первым утренним восходом Сириуса, когда он появляется на небе перед восходом Солнца, наступала нестерпимо жаркая погода. В этот период в Риме объявлялся перерыв в работе всех учреждений. По латыни «пес» (слово, входящее в название созвездия Большого Пса) называется «канис», и от этого слова летний перерыв назывался в древнем Риме каникулами.
“А что Церковь думает о возможности жизни на других планетах?” – спросил воспитанник воскресной школы Макеев Антон.
Отец Владимир ответил на этот вопрос словами свт. Феофана Затворника: «Хоть Вы издавна содержите мысль о бытии разумных существ на других мирах и хотя она имеет много за себя, – но все же она не выходит из области вероятных предположений. Очень вероятно, что там есть жители – но все-таки только вероятно. Сказать «есть» не имеете права, пока не удостоверились делом – что есть. Правильнее выражаясь об этом, я говорю так: вероятно, есть; а может быть, и нет».
Далее свт. Феофан продолжает: «В дому Отца Моего, сказал Господь, обителей много» (Ин.14,2). Почему не признать этими обителями небесные тела? Почему не предположить, что и искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благодатно и на другие миры?»
Евгений Гринберг.
Фото автора.