Вопрос о возвращении земель и зданий, изъятых в 1918 году у Русской Православной Церкви по декрету Ленина, впервые был озвучен президентом Борисом Ельциным в 1993 году, и обрел законодательную силу в 2004 году. Однако о серьезной и планомерной работе по возрождению приходской жизни можно говорить, лишь подводя итоги истекшего десятилетия.
Бог поругаем не бывает! Поэтому, переживая времена гонений, Церковь Христова всегда поднималась с колен. Минувшее десятилетие ознаменовано масштабным восстановлением возвращенных верующим храмов.
В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что многие храмы в годы воинствующего безбожия были насильственно изъяты из владения верующих: «Церкви были превращены в то, что считалось целесообразным для власти. Какие-то превратились в музеи, конечно, их было меньшинство, а какие-то использовались чисто утилитарно – мастерские, коровник, склады, зернохранилища, архивы и еще Бог знает что»…
Не стала исключением и судьба тульского храма в честь Святителя Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери. Как и многие культовые объекты, старинный храм был закрыт в годы советской власти, подвергшись жестокому разорению и осквернению.
«Здание сохранилось лишь благодаря постановлению Президиума Тульского Губисполкома от 19 февраля 1924 года, согласно которому в бывшей церкви разместился госархив, – рассказывает прихожанка Татьяна Евсеева, ведущий археограф ГУ «Государственный архив Тульской области». – Я застала то время, когда здесь еще были стеллажи с документами, читальный зал и прочее. На втором этаже стояла лаборатория для микрофильмирования, а также кабинеты начальников отделов и директорская.
Вопрос о том, чтобы передать здание еще какому-нибудь ведомству вставал неоднократно, но тульские архивисты его отстояли и сохранили, а храм, в благодарность, помог им не только сохранить ценнейшие свидетельства истории Тульского края, но и помог пережить годы Великой Отечественной войны, давая кров и защиту от бомбежки».
«Узнав о возвращении храма верующим, мы предполагали, что работа архива все-таки каким-то образом способствовала сохранению здания, – вспоминает протоиерей Матфей Валуев, настоятель Николо-Владимирского храма Тулы. – По сути же мы приняли аварийное помещение с обрушенными перекрытиями, грибком, плесенью и сыростью из-за отсутствия отопления и света.
Но последнее десятилетие – все-таки время чудес! Умеющий доходить во всем до сути, Предстоятель Русской Православной Церкви воспламенил своим служением и делами лампады, подхваченные на местах сначала архиереями, а затем и все духовенством.
Решением нашего владыки Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского, пять лет назад в храме началась богослужебная и приходская жизнь.
Люди объединились, как и века назад, чтобы уже в наши дни понемногу, в меру сил и возможностей, восставить этот храм, один из старейших в Туле».
«Возобновление приходской жизни, это прежде всего появление прихожан юных, – убеждена Наталия Валуева, регент Николо-Владимирского храма. – Зная о том, что раньше здесь было три воскресных школы, мы ставим перед собой задачу восстановить хотя бы одну, чтобы дети могли получать необходимые христианам знания, делиться их радостью с родными, близкими и друзьями, мало-помалу ориентируя свои сердца на близкие русскому человеку православные духовно-нравственные ценности».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на заседании Высшего Церковного Совета 25 июля 2018 года в Москве, говорил, что спасение старинных храмов – это «спасение русского пейзажа, это спасение нашей страны, это спасение нашего культурного пространства».
Возрождение храмов неизменно влечет за собой возрождение жизни церковной общины, объединяющей людей, теплящих лампаду Православия и восстанавливающих православные святыни.
И это не дань моде, а осознание того, что восстанавливая храм, человек становится в один ряд с теми, кто его создавал, напрямую соприкасаясь с историей своей страны и своего народа.
Алексей Анкин
фото Максима Курчакова