Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и вселенскую заупокойную панихиду в Спасском храме на соименном кладбище города Тулы в сослужении духовенства Северного благочиния.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения владыка обратился к предстоящим со словом назидания: «В сей благословенный день Родительской великопостной субботы словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, жители тульского Заречья и прихожане сего храма, посвященного Нерукотворенному Образу Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, под милостивым покровом Которого, вокруг храмовых стен почивают усопшие жители нашего богоспасаемого города-героя Тулы.
Храм сей дает нам возможность — как во всякую Родительскую субботу, равно как и при совершении всякой Божественной литургии — особым образом проникнуть в откровение Божественной тайны о жизни миробытия, в нем — человеческого рода и каждого из нас, которое очень кратко выражено в Священном Писании как свидетельство о том, что от единой крови сотворил Господь все народы в мире: от единого человека, от праотца Адама, как от семени, которое Господь посадил в райскую землю растет всё древо человечества. Поэтому нет у нас, хотя мы и подразделяемся, как принято считать, на разные расы, разные национальности, и зачинаясь и рождаясь на белый свет в беззакониях и грехах падшести нашего человеческого естества, ложно ощущаем свою самодостаточность настолько, что всячески рвемся к тому, чтобы поскорее вырасти, окрепнуть и забыть про папу и маму, бабушек и дедушек с той и другой стороны — и подавно, а уж соседи, рядом с которыми живем, все чужие!
Каждый ощущает своего внешнего человека, эту хижину, на краткое время которая становится пристанищем для уникальной самосознающей личности, как отдельную квартиру в многоэтажном доме, коим и является все это древо человечества. И одно дело, когда мы живем в собственном доме, тогда он воспринимается как реальная к нам непосредственно приложимая собственность, находящаяся в нашей власти и обладании. И совсем другое дело, когда обитаем мы в высотном доме, где находится большое количество квартир, и где найти нам именно конкретного человека, о котором знаем, что он прописан и живет в этом доме?
Вот так же каждый из нас в ложности своей самодостаточности и падшести человеческого естества ощущает себя, словно в маленькой квартирке, что в огромном многоэтажном доме.
И наши православные христианские Родительские субботы говорят нам о том, какая это глубокая ошибка: никто из нас не может прийти на этот свет, не будучи органически, а не механически, частью единого организма, который Бог вложил во всей полноте в личность Адама первозданного! Из него мы все приходим в этот мир, пребывая в единстве и общности нашего человеческого естества, но в уникальности наших личностных самосознающих, ни к кому другому и ни к чему иному несводимых, потому что наши самосознающие личностные центры не являются выражением и выявлением единства и общности нашего человеческого естества, а выражают собой Предвечный Божественный замысел Трех Несозданных Божественных Личностей самобытных, друг в друге неслитно и неразлучно пребывающих – Отца, Сына и Духа Святого, Которые, созерцая Самих Себя, созерцают и Свое отношение в замысле о каждом из нас.
Выводит этот замысел из внутреннего Божественного пребывания, как иноприродную инаковость по отношению к Ним, по благоволению Бога Отца, содействием Святого Духа и Своим Самодействием Единородный Божий Сын, Бог Слово, нарицая вовне несуществующее, а пребывающее только замыслом в Божественном соцерцании, и оно является перед Лицом Божиим как эхо голоса нашего Бога и конкретизирует в себе, подобно маленькой квартирке в огромном высотном доме, как единое человеческое естество, не дробя его частно!
Потому мы все — в едином организме. А по опыту собственного организма знаем, что не может сказать глаз руке, что она ему не нужна, а нога — голове, что та ей ни к чему! Знаем так же прекрасно, что если болит один член в живом организме, то все ему состраждут, а выздоровел, все ему соликуют!
Так и у нас в человеческом роде нет никого чужих: один повреждается — на физическом, душевном или духовном уровне человеческой природы — это обязательно отражается на нас всех, а через нашу плоть — не только на единстве и общности человеческого рода, но и на человеческой цивилизации, и даже откликается в космическом универсуме!
Вот, что мы переживаем и чувствуем в опыте жизни Церкви за каждой Божественной литургией и, особенно, в эти великопостные Родительские субботы за Литургией святителя Иоанна Златоуста, что Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мф. 22, 32), и в Нем мы все, как прежде нас бывшие усопшие, так и миллиарды ныне с нами живущие, а также грядущие, по Божию замыслу, за нами все неразрывной органической связью друг с другом, пребывая в Боге Слове, превозглавившем Собой от Адама первозданного, род человеческий, и по благоволению Бога Отца , содействием Святого Духа даровавшего всем воскресение и нетление, когда «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29).
Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин! И всем желаю предстоящие еще нам Великим постом Родительские субботы осмыслять как Божественное откровение и правильно практиковать их в своей духовной жизни!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова