В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения совершено славление Божией Матери и крестный ход с окроплением молящихся святой водой и возглашением уставного многолетия.
Митрополит Алексий обратился к участникам общей молитвы со словами проповеди, в которой поделился радостью мироспасительного события Успения Пресвятой Богородицы и призвал проникнуться его смыслом: «Завершая ныне доброе устремление ума, сердца, устроения своего целепологания и подбора средств к их осуществлению, , приобщением Святых Христовых Таин во единого духа Святого Причастия — великое и отрадное для всех нас явление и утешение, призывающее нас по-особому прочувствовать и осознать это единство в жизни Святой Живоначальной Троицы и основанной Подвигоположником Спасителем и Господом Нашим Иисусом Христом Его Святой Церкви, дабы врата ада не одолели её (Мф. 16:18), так чтобы каждый из нас радостно не только пережил то, что Господь не отвратился, не уклонился от того, чтобы и наше недостоинство не отринул и утешил нас тем, что всякий стал сотелесным и соединокровным Ему, — произнес владыка. — Но на этом нельзя остановиться вниманием и запечатать, подобно тому, как запечатывают пчелы соты, этот опыт, ибо он ведет нас в большую глубину, показывая нам реально, что такие же, как каждый из нас, сотелесники и сокровники Господу, пребывающие в этом дому Пресвятой Богородицы, пред образом Её Пречистого Успения и Плащаницей Её, предстоящие, по всему лицу земли — от востока до запада — другдругаприимательно во времени, но качественно пред той же реальностью собираются так же в православных храмах вокруг образа Плащаницы Богоматери, иконы Её Успения и духовной бесскровной трапезы Её Единородного Сына, нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
И все это ради того, чтобы напитаться полнотой целостности Божественной Личности Христа во взаимопроникновенности подлинной жизни, Богом созданной, но только причаствующей, а по сути не являющейся ей, той, которой мы обладаем. А в Нем Божество и человечество соединяются неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно, так что вся полнота Божества в Нем пребывает телесно (Кол. 2:9) и пребывает Божественнейшим образом.
Эта Божественность даруется и нам ради любви Богоматери, послужившей таинству Его Боговоплощения, предстоявшей во время Крестных Его страданий на Гологофе и вместе с Ним не судившей нашего недостоинства, а только ходатайствовавшей о спасении рода нашего человеческого.
И вот для Пречистой Богоматери наступило время, как и всякому человеку в потомстве падших прародителей, перейти из мира ограниченности, в котором мы всё познаем только отчасти, в ту самую меру, в какую наши природные «окошки», которые способен сформировать такой изумительный орган, как наш человеческий мозг, при всей его уникальности, силе и непостижимости все же ограниченный и не имеющий возможности доставить нам сущностное познание того, как всё устроено, как всё Божией милостью живет, движется и существует… И даже в таком состоянии то, что отчасти, сердцу нашему открывается только по голосу совести, этого голоса самой Божественной любви, не желающей смерти грешников, но желающей познания истины (Иез. 33:11), приближающего нас к максимальному восприятию этой истины. Когда же придет последний наш земной вздох, и ограниченность наших познавательных «окошек», возможности эмпирически чувственных восприятий будут исчерпаны, мы увидим духом своим, личностной своей самосознающей разумной инаковостью всё так, как оно есть на самом деле, пребывающем в Боге, осуществляющем Его всеблагие замыслы и движущиеся к той цели, которую Он прежде сложения мира предопределил для всего этого мироздания. Какая радость, какое ликование будут тогда наполнять все наше естество, если здесь, даже в этой ограниченности, мы все-таки по голосу совести искали истины и верности божественному откровению!
И одним из драгоценнейших даров в откровении истины нам является событие Успения Божией Матери, которое вновь и вновь убеждает нас в том, что Бог не творил смерти (Прем. 1:13), но допустивши ее ради развития качества нашей человеческой свободы в доброхотном конечном избрании добра предпочтительным перед всяким кажущимся его проявлением, принял смерть, рождаемую нами, преобразовал ее в Себе Самом в сон всей Земли, установив закон всеобщего воскресения во времени и пространстве, и теперь открывает его в опыте жизни Святой Соборной Апостольской Церкви. То есть, как в Адаме первозданном ради своего личного грехолюбия и смертотворчества мы обязательно биологически все умираем, но обретаем теперь смерть такой, какой ее преобразовал Господь, как сон всей Земли, и во всеобщем воскресении, как в как в Адаме все умираем, так во Христе все оживем (1 Кор. 15:22).
Дабы мы в этом не сомневались, в опыте жизни Церкви нам и показано это откровение победы жизни уже не в Богочеловеке, не в ипостаси Единого от Святой Троицы, а в личностной инаковости богозданного как мы человека — Принепорочной Приснодевы Богородицы, в Ней явилось то, что мы воспеваем сегодня Ей, приобщаясь к этому откровению, которое дарствовала Она нам: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая»!
В то время, когда Она стояла у Креста Христова на Голгофе, Она проникала Своим человеческим духом и Материнским сердцем не только во внешнюю структуру того, что там происходило, по-Матерински сострадая Своему Сыну, мучаясь от всей неправды, но и видела, как Он вершит правду Божию, которая не желает погибели свободно избирающего для себя эту погибель (Иез. 33:11), находит средства, силы и могущество самоотверженной жертвенной любовью, впустив в Себя это злобное действие, истощить его и преобразовать, как и всё, когда Бог попускает неправедной воле — ангельской или человеческой — привести худой плод всегда, в конечном итоге, действием Божественного Промысла к благому последствию.
Вот так нам открывается нам в Богоматери дивный дар: что Она, стоя у Креста Сына Своего, видела каждого из нас так, как Он видел, в Своей жертвенной, с Ним сораспинающейся любви, видела то, что нам недоступно: что в Нем как в Агнце, закланном прежде сложения мира (Откр. 13:8) ради нашего спасения, — выявление Божественной воли, предшествующей нашей воле к погибели, Божественной воли, спасающей, обновляющей, исцеляющей и животворящей.
Божия Матерь видела и нашу гнилость нашу и этого мира, и то, что Сын Ее не отказался принять на Себя этот наш гной и преобразовать его в источник бессмертия и нетления, преобразовать биологическую смерть в сон всей Земли, показав красоту и превосходство не только в физиологическом выявлении, но и в историософском, нравственной и духовной красоте и высоте ради того, чтобы мы могли своим предпочтительным сознательным выбором плениться этой красотой и доброхотно начать изменять себя по ее подобию.
Пресвятая Богоматерь могла бы в силу Своего уникального человеческого опыта Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафимов единственно, ипостасно, существенно вместившей в Себя Единородного Бога Слово, а в день Пятидесятницы ставшей и живой скинией Святеого Утешителя Духа истины, так же в мгновение ока перейти из этой ограниченной реальности в реальность первообразную, реальность пресущественную! Однако ради нас, как ради нас Она стояла у Креста Господня, чтобы не судить нас за наши грехи и беззакония, — иначе тогда бы мы никогда не смогли взывать к Ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас! Пресвятая Богородице, помогай нам!» — ради того, чтобы мы имели не просто дерзновение, а жажду, так обращаясь к Ней, чувствовать, как Её самозабвенная жертвенная любовь исцеляюще изливается на наши души, Она и прошла сквозь запечатленное во времени и пространстве некоей паузой пребывание во гробе.
Пречистая Богоматерь уже не сходила во ад, как Её Сын, потому что Он его уже разрушил, а просто ради того, чтобы нам помогать, когда нам будет предстоять прохождение этого жизненного и важного опыта, чтобы мы могли иметь дерзновение к Ней обратиться, зная, что Она Сама прошла через это, как в молитвах Неусыпающей к Ней обратиться и всё упование и надежду возложить, и получив в ответ обязательно теплый свет и ласку, всепрощающую, всемилостивую, совершенно богоподобную, и Божественной крепости исполненную силу — идти до конца путем веры и верности к Подвигоположнику Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу.
Вот с такими чувствами сегодня, благодарно приобщившись Святых Христовых Таин, с благодарностью прикладываясь к образу Плащаницы Пресвятой Богородицы, будем мы братски приветствовать друг друга и самое главное — постараемся запомнить настолько крепко, чтобы никакая сила не могла бы стереть и уничтожить этого пережитого, опытом добытого в нашем взаимопроникновении чувства жизни богочеловеческого организма Церкви Христовой, сохранить его на все оставшиеся годы и десятилетия земной нашей христианской жизни!
Молитвами и предстательством Божией Матери призываю на всех щедрое Божие благословение!»
Марина Полянская