В храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Новомосковска уже пятнадцать лет действует Воскресная школа для взрослых и детей. Одним из предметов изучения является иконопись, имеющая целью не только духовное воспитание детей, но и приобретение навыков, возможно, будущей профессии.
Протоиерей Владимир Лысиков, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» г. Новомосковск ТО пояснил, что первая русская Воскресная школа внутри России была открыта в 1858 году в Киеве, попечителем учебного округа хирургом и педагогом Николаем Пироговым: «Распорядителем первой Киевской воскресной школы был профессор Павлов. Изначально Воскресные школы были основаны как учебные заведения для детей «…ремесленников и других лиц рабочего класса, не имеющих ни времени, ни средств посещать обыкновенные училища». Важное значение предавалось Закону Божию, как средству нравственного совершенствования учеников.
Мы преследуем те же цели, предлагая учащимся помимо богословских занятий еще и иконопись, потому что икона являет собой видимое соприкосновение неба и земли, которое мы можем увидеть, потрогать и помолиться этому.
Иконопись дополняет другие занятия в Воскресной школе, и так мы комплексно реализуем свою основную задачу – воспитать детей православными христианами.
Важно и то, что вместе с детьми приходят взрослые, то есть дети становятся теми людьми, которые приводят в церковь и к Богу своих родителей»!
Елена Бурлакова, прихожанин храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», уже четыре года посещает занятия иконописью вместе с сыном: «Когда я впервые увидела образок, написанный моим ребенком, мне показалось, что попала в самоцветный рай, из которого душе уходить не хочется. Детские иконы такие чистые и непосредственные, что кажется будто бы в них горят небесные краски, призывающие к молитве»!
Ольга Качкова, преподаватель иконописи, понимает, что для создания иконы нужно и изучение Закона Божьего, и знания богословия иконы и истории христианского искусства и жития святых, и многие другие предметы: «Но написать икону невозможно и без умения рисовать, чувствуя цвет, пропорции и компоновку предметов.
Сейчас вообще преподавание ориентировано так, чтобы знакомить детей с иконописью как можно раньше. Не то чтобы сразу рисовать, а хотя бы смотреть, знакомиться с этим пластом духовной культуры русского народа.
В нашей школе обучается более сорока человек. Есть и взрослые, но детям занятия даются более легко. Детское письмо очень близко к иконе – они рисуют несколько планов или сюжетов на одной доске, встречается и обратная перспектива (когда предметы расширяются при их удалении от зрителя). Все это свойственно русским канонам, где духовный мир распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь – простирается».
София Варыгина, ученица иконописной школы рассказала, что занятия начинаются с малого: «Невозможно писать иконы, не умея рисовать. Иконопись канонична и здесь нас учат навыкам, необходимым для правильной работы над образом, сохраняя нашу самобытность. Сначала мы выполняем легкие задания – учимся правильно держать кисть, наносить ей тоненькие линии по заранее подготовленным прорисям, а затем переходим к более сложным и интересным заданиям». .
Лидия Жунку, прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» вспомнила как когда-то давно привела в школу своих внуков Андрея и Максима: «Надо было видеть, как горели их глаз при первых успехах – Максим нарисовал на пасхально яичке распятого Христа и решил, что будет продолжать рисовать библейские сюжеты. За ним подтянулся и второй внук. Сегодня они уже пишут настоящие иконы, которые составляют основу нашего домашнего иконостаса».
Внук Лидии Ивановны Максим Канунников, уже завершивший базовое обучение в Воскресной школе иконописи, продолжает ходить на занятия: «Мне с детства нравилось рисовать. Еще в детском саду нас с братом воспитатели пророчили в художники. По Божиему смотрению мы стали заниматься здесь, после того как бабушка взяла благословение у старцев в одном из монастыре, где была в паломнической поездке.
Искусство иконописи имеет богатую историю и традиции, которые формировались на протяжении многих веков. Мне интересна иконопись еще и потому, что работа над иконой раскрывается удивительный духовный мир, который незаметно делает лучше душу и мысли.
Продолжаю рисовать, надеясь, что потом это станет моей профессией».
Юному иконописцу Алексею Сухову, пока еще только осваивающему азы духовного творчества, не всегда удаются задания учителя: «Бывает сложно, но с Божией помощью мы с мамой преодолеваем трудности и все делается хорошо»!
Яна Фролова, увлечена иконописью потому что, по ее мнению, иконописные изображения услаждают зрение и незаметно открывают душе славу Божию: «Но главное предназначение иконы не услаждать, а «освящать зрение» человека».
Ольга Вострецова с первых дней полюбила занятий иконописью: «Иконы рисуют по канонам, но канон – это не жесткие рамки, а свобода, которой нас учат пользоваться на занятиях. Рисуя иконы мы стремимся к такому чистому цвету, который раскрыл бы таящийся в нем Божественный свет».
Главное предназначение иконы состоит в том, чтобы призывать на молитву. Как говорил живший в прошлом веке сербский богослов архимандрит Иустин (Попович): «Каждый человек – иконописец, ибо он живописует свою душу и пишет в ней Бога…».
Созданная таким образом икона утверждает реальность духовного мира и открывает путь к нему. И детская икона способна на это не меньше, чем творения Феофана Грека, Дионисия Глушицкого и Андрея Рублева.
Алексей Анкин,
фото Максима Курчакова