Закончилась веселая Масленица. Прощеное воскресенье. Впереди – Великий пост. В чем его смысл, как часто следует исповедоваться и причащаться – на эти и другие вопросы любезно согласился ответить митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.
– Уважаемый владыка Алексий, как нам правильно настроиться на Великий пост? Как понять его смысл?
– «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), – призывает Своих учеников Господь Иисус Христос.
Основным принципом этого следования за Христом является пост, то есть воздержание от всякой нечистоты, всякой скверны и всякого порока: как в мыслях, так и в желаниях, в выявлении своей творческой энергии, то есть в словах и в поступках. От чего воздерживаться? Где эта скверна, где порок, приносящие мучительную нравственную и физическую болезненность? В ветре нашей головы, в неправильных понятиях, ложных определениях и обманчивых представлениях о смыслах всего нас окружающего и Смысле всех смыслов в нашей жизни и деятельности. А Смысл этот – в доброхотном разумном подчинении нашему Первообразу, совершенному идеалу, который явлен нам во Христе, к чему призывает нас апостол Павел: «Подобны мне бывайте, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Нам надо следовать Христу-Спасителю, как это делали апостолы. Это равноапостольское следование к христоподобию, к вохристовлению (Гал. 3, 27) называется нашим славянским словом «пост».
К сожалению, в современной жизни мы свели пост просто к пищевой диете. Но, оказывается, это только малая частичка того, что есть пост на самом деле. Пост – это полное воздержание от своей самости ради того, чтобы принять в себя, как подсолнух принимает солнечный свет и тепло, действие Богочеловека-Христа, являемое Им во всех этапах такой же, как и у нас, человеческой жизни, приведшей Его через зачатие и рождение, и всецелое в течение жизни послушание Небесному Отцу до крестной смерти и Воскресения в одесную Бога-Отца сидение. Так, по Божиему Замыслу, должна осуществляться и наша человеческая жизнь, чтобы она была и счастливой, и радостоносной, и плодотворной. Пусть алые паруса нашего жизненного корабля – сосредоточенное внимание нашего ума, хранимое чистотой совести – всегда будет наполнено дыханием Святого Утешителя Духа Истины. А капитан его – Господь Иисус Христос, безраздельно управляющий по самовластному желанию нашему корабельным рулем, спасительно, добропобедно и радостотворно ведет его к единственно желанной для нас цели – любвеобильным объятиям Отца нашего Небесного.
– Как обозначить главную особенность Великого поста?
– Она в том, чтобы всем существом понять свою абсолютную обусловленность действием всеблагой Божией любви, благодаря которой каждый из нас и всё окружающее нас живёт, движется и существует (Деян. 17, 28), что на языке христианской аскетики называется опытным смирением, дающим естественным действием ответной любви к Триединому Богу-Творцу, Промыслителю, Искупителю и Освятителю возможность нам по закону межличностного общения (Пс. 17, 26) в доброхотном сходстве действия наших мыслей, желаний, эмоций, чувств, слов и поступков достигать от века предназначенной для каждого из нас, для всего человечества и богозданного мира в Божием предвечном совете конечной цели – обожения, то есть нашего обладания, по благодати усвоения, Божественной славы, которую Бог имеет в Себе природно. Начальным шагом на этом пути является усвоение Божьего дара видения нами своего грехолюбия и смертотворчества и сокрушенное осознание невозможности без деятельной Божией помощи, подаваемой ищущим ее в жизни святой Христовой Церкви, получить исцеление от вредолюбия и обновление в благобытии. Об этом высоким поэтическим слогом прекрасно сказано славным русским поэтом: «Суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано» (Н.А. Некрасов «Рыцарь на час»).
– С чем связано, что первая и последняя седмица Великого поста самые строгие?
– Строгость поста зависит от состояния духовного, душевного и телесного самочувствия конкретного христианина, определяемых как его самопознанием, так и советом старших и опытных собратьев и духовника.
– Как меняется содержание церковных служб во время Великого поста?
– Первая седмица раскрывает и утверждает в нас навык сокрушения сердечного о своих неправдах и возрастание надежды на очищение и исцеление, и спасение действием любви Христовой через наше искреннее покаяние, запечатлеваемое приобщением святых Христовых Таин. В последующие воскресные дни великопостных седмиц сопоставлением своей жизнедеятельности с примерами почитаемых в Церкви святых, достигших обо́жения через покаяние, даруется возможность по доброхотному подражанию их добродетелям опытно укоренять в себе такие же благие нравы, чтобы в Страстную седмицу в воспоминание о спасительном подвиге Богочеловека-Христа иметь решимость, отвергнувшись себя, взять крест свой и последовать за Ним (Мф. 16, 24), дабы с Ним умирая для грехолюбия, с Ним и воскреснуть для боголюбия и жизни вечной (2 Тим. 2, 11-12). Никакая правда наша не может удостоить нас обо́жения, но лишь самозабвенная ответная любовь наша, свидетельствуемая исполнением евангельского идеала (Ин. 14, 21), способна привлечь, принять, вместить и удержать нетварный обо́живающий нас дар жертвенной любви Триединого Бога, праведников любящего и грешников милующего.
– Как часто следует причащаться и исповедоваться?
– Так, чтобы не потерять трепетного чувства живого страха Божия, ибо солома приобщается огню, и живой веры, что нет греха, превосходящего благости Божией.
«Не добрые дела сами по себе приближают нас к Богу, но внутренние намерения и побуждения к совершению их исключительно во славу Божию и на радость людям»
– Что нужно делать, чтобы Великий пост не превращался лишь в пищевой пост?
Иметь правильное понимание о цели его, которая не в избавлении от лишних килограммов веса, не в горделивом самопревозношении о победе над вкусовыми предпочтениями, а в единстве нашей жизнедеятельности с Триединым Богом в межличностном общении с Ним по сходству образа действования. Не пища удаляет нас от Бога, но неблагодарность Дародателю и неумеренность в употреблении ее. Не добрые дела сами по себе приближают нас к Богу, но внутренние намерения и побуждения к совершению их исключительно во славу Божию и на радость людям (Мф. 5, 16).
– В Великий пост мы входим, простив друг друга и попросив прощения у ближнего. Как удержать такое состояние на все 6 недель (хорошо бы вообще): работа, споры с коллегами, конфликты на работе и дома… Как не раздражаться – одна знакомая, например, говорит, что гуляет с детьми на площадке, а из-под снега появляются продукты жизнедеятельности собак… И тихое молитвенное настроение после службы заменяется гневом, раздражительностью… Посоветуйте, пожалуйста, как справиться с раздражительностью?
– Не только языком, а всей глубиной своего сердца внимание своего самосознания и самооценки удерживать на смысловом значении молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Даруй мне, Господи, видеть мои согрешения и не осуждать брата моего».
– Кому разрешены послабления во время Великого поста?
– Тяжело больным людям, беременным женщинам, работающим на вредных производствах, учащимся.
– Учащиеся обедают в школьных столовых – меню не всегда бывает постным. Как посоветуете православным детям – с собой давать непостную еду?
– Если в школе детям разрешается приносить еду из дома, то родителям лучше давать им пищу постную. Если такой возможности нет, то родителям можно рекомендовать детям вкушать предлагаемое в столовой, но ради Христа не съедать порцию полностью или отказывать себе в той ее части, которая нравится больше всего, например, не пить кофе с молоком.
– Великий пост – время радости для христианина. В чем это проявляется? Как это правильно понимать?
– В освобождении от тяжести грехолюбия, богонечувствия и богозабвения и нахождении радости живой встречи с Богом через служение в утолении печалей окружающих нас людей (Мф. 25, 40).
Грипас Александра, независимый интернет-журнал православной общественности “Православие.фм” https://pravoslavie.fm