Слово «аскезис», от которого произошло общеупотребительное слово «аскетизм», имеет своим основанием глагол «аскео» со значением «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться».
От греческих писателей слово аскетизм перешло в христианство, где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии.
Основоположником новозаветного аскетизма считается Сам Господь наш Иисус Христос, Который совершил великий искупительный подвиг. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царства Божия: «Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие достигает Его» (Мф. 11, 12).
Так как Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбой, напряжением и неослабным усилием воли, то аналогия борцов и атлетов с их аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам необходимо мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа, а из необходимости привести их в состояние гармонии.
Подвиги аскетические – это не цель, а средство, для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца.
Аскетизм имеет своей прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати, сделать их органом, послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности вечной жизни.
Отсюда христианское подвижничество вообще, как известного рода борьба и усилия, понимается в смысле средства, или пути к получению Царства Небесного. Один из современных греческих богословов Христос Яннарас определяет аскезу так: «Аскеза – это опыт отказа от свойственного человеку эгоистического стремления рассматривать все вещи как нейтральные объекты, предназначенные для удовлетворения его потребностей и прихотей». По определению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей – достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое».
Поэтому аскетизм – путь к религиозному духовно-нравственному совершенству и соединению с Богом через планомерное и сознательное упражнение в христианских добродетелях.
Идеал христианского пастырства дан нам в лице Господа нашего Иисуса Христа. По словам святителя Григория Богослова, это служение посильно только тому, «кто, подобно Моисею, способен вместить Славу Божию». Вот почему Господь Иисус Христос, поручая Своим ученикам продолжение Своего спасительного дела на земле, любовно наименовал их такими высокими сравнениями: «Вы — соль земли», «Вы — свет мира», «Город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 13-14).
Каким же путем, какими средствами пастырь Христовой Церкви должен стремиться к своему нравственному совершенству, к своей святости, к вмещению в себя «Славы Божией, подобно Моисею?» — Священник прежде всего должен проникнуться мыслью, что Он — носитель дара Божественной благодати, полученного им в Таинстве священства, который он должен постоянно и неустанно «возгревать» (2 Тим. 1, 6). «Возгревание» же этого Божественного Дара достигается путем:
а) постоянной, непрекращающейся ни на минуту борьбы с плотью, с мирской суетой и диаволом, со своими страстьми и похотьми; постоянного и неуклонного воспитания в себе навыков воздержания везде и во всем, особенно воздержания от чревоугодия через соблюдение постов и постных дней;
б) постоянной молитвы, как частной, келейной, так и общественной, богослужебной.
Подвиг пастыря должен выражаться в самоотречении до конца. Все мирские увлечения: театр, кино, различные увеселительные зрелища, различные собрания друзей и знакомых с карточной игрой и выпивкой — все это должно быть чуждо и навсегда выброшено из обихода его жизни. Занятиями его в свободное время должны быть: чтение и изучение Священного Писания, чтение творений св. отцов и учителей Церкви, изучение житий св. угодников Божиих, где он может почерпнуть для себя богатейшие примеры высоких христианских добродетелей: любви к Богу и людям, смирения, терпения.
Ярко и актуально звучат слова, сказанные еще в далеком 1949 году, Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Алексием(Симанским): «пастырь всего себя должен отдать своему высокому служению; он должен точно исполнять уставы и правила Святой Церкви; должен строго соблюдать установленные Церковью посты, показывая этим пример своим пасомым. Подвигом он должен освящать весь путь свой пастырский, должен жить не для себя и даже не столько для своей семьи, сколько для паствы. Подвиг пастыря должен заключаться и в том, чтобы отрешаться от прелестей и утех мира, и если пастырь не свободен от этого соблазна, это признак, что у него нет истинного пастырского духа. Не является мелочью и то, как пастырь относится к внешнему своему облику…Пастырь и в церкви и дома, в своей семье, должен оставаться священнослужителем и всегда помнить, что он должен быть по Апостолу «образ верным — словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12)».
Таким образом, православие, признавая совершенство общехристианским требованием, считает и аскетизм общехристианской обязанностью, осуществляемой в различных формах – в монашестве, священстве и общественно-деятельной жизни. То есть, аскетическое мировоззрение именно в смысле возделывания своего внутреннего сада, воспитания внутри себя такого трепетного состояния души и есть цель нашего каждодневного труда, будь то священник, мирянин, пустынник. Каждый из нас должен стараться опытно постигать эти тонкие душевные движения, которые открывают всю полноту жизни человека, которую в него заложил Творец.
Иерей Димитрий Ерохин, настоятель Покровского храма г. Ясногорск, Белевская епархия