Новозаветное Откровение словами Спасителя: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16, 24-25) определяет себя как религию аскетическую.
Говоря о высоком значении аскетизма святые отцы сравнивают его с крещением. По аналогии с крещением познание греховности своей собственной природы и желание измениться и стать лучше является исходным началом и в подвиге аскетизма.
Познание человеком своей собственной природы является антропологической основой аскетизма. Это познание носит характер двойственности, где природа человеческая рассматривается, с одной стороны, в ее невинном, а с другой – в ее падшем состоянии.
Основой христианского учения о человеке является утверждение Божественного Откровения о том, что человек сотворен Богом (Быт 2, 7), и поэтому является существом не автономным и самодостаточным.
Человек был сотворен совершенным, но не был «человеком обоженным». Совершенство первозданной природы человека заключалось, прежде всего, в способности приобщаться к Богу, все более и более прилепляться к полноте Божества. В этом процессе обожения человек был призван достигнуть единения с Богом и таким образом, сообщить состояние обожения всей твари.
Православная антропология носит динамический характер, заявляя, что «образ» и «подобие» , по которым создан человек, соотносятся как потенциальность и актуальность, или, другими словами, как способность к соединению с Богом и ее реализация.
Человеку необходимо было быть в общении с Богом, как Первоисточником жизни. Богообщение позволяло пребывать устроению человеческой природы в стройной иерархии : тело пребывало в послушании душе, душа – духу, а дух был всецело обращен к Богу как источнику жизни. Результатом богообщения и гармонического сочетания частей природы человека было прежде всего бесстрастие. Первоначально чистый ум созерцал Творца своего и человек, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал: “…блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8; Евр. 12, 14). Непрерывное пребывание человека в общении с Богом и всецелая благодатная поддержка позволяли человеческой природе сохранять нетление как залог бессмертия.
Таким было первозданное состояние человека. Все блага, дарованные человеку: общение с Богом, гармоничное сочетание частей природы человека, бесстрастие, чистота, нетление; всё это, вместе взятое, сопровождалось блаженством (райским состоянием), как внутренним спокойствием духа человеческого.
Совершенство первозданного человека до грехопадения не было полнотой духовно-нравственного совершенства, оно носило активный деятельный характер. Человек был призван возрастать в совершенстве: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5, 48).
Но грехопадение привело к катастрофическим антропологическим последствиям. В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании, и всему материальному космосу противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад: между Богом и человеком, между составом человеческой природы, между людьми, и наконец между человеком и миром.
До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек находился в непосредственном общении с Богом. После грехопадения происходит отчуждение человека от Бога как Источника жизни и как следствие этого: тирания страстей, тленость, смертность.
Грех не только извратил человеческую природу, нарушив иерархическую соподчинённость её составляющих, но также и «атомизировал» её, рассекая внутреннее единство человеческого естества.
В силу особого, центрального положения человека в мире, грехопадение оказалось не только его «частным делом», но явилось поистине космической катастрофой. Святые отцы учат, что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь, его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Только через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Божественную благодать.
Антропологическая основа аскетизма дает возможность определить, в чем должен состоять аскетизм по самому существу своему. Борьба – вот слово определяющее сущность аскетики. А так как понятие борьбы слагается из двух элементов: сюда, с одной стороны, входит отрицание чего-нибудь, а с другой – стремление достигнуть путем отрицания каких-либо положительных результатов, то очевидно и аскетизм должен заключать в себе две стороны – отрицательную и положительную.
Предметом отрицательной стороны является в обширном смысле слова все, что препятствует человеку в деле спасения, а в тесном – страсти, как более всего тормозящие совершенство человека, как преимущественные враги спасения рода человеческого. Другой стороной – положительной в аскетике служит уподобление Богу, обожение, достижение идеала святости, предначертанного человеку в райском состоянии.
В заключении можно сказать, что антропологическая основа аскетизма имеет большое значение для выяснения в целом аскетики: где нет познания своей собственной человеческой природы там не может быть борьбы со страстями «ветхого» человека, и стремления к святости в обретении «нового по Христу» человека . Это познание должно сопровождать и воодушевлять всякого человека, стремящегося к единению с Богом, всюду, везде и всегда, потому что такое познание раскрывает и то, что такое Бог, и то, что такое человек, и то каково должно быть взаимоотношение между ними.
Игумен Иринарх (Боровков), насельник Свято-Успенского мужского монастыря г. Новомосковск