Епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор» провел выставку, рассказывающую о жизни Русской Православной Церкви в 50-80 годах XX века.
Экспозиция, представленная в Атриуме Тульского музейного объединения, являлась одним из просветительских мероприятий, организованных отделом по культуре в рамках работы выставки православного искусства «Парусия».
Несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны отношение к Русской Церкви руководства советского государства кардинально изменилось, середина XX века все же осталась одним самых тяжелых периодов в истории русского Православия.
После встречи в сентябре 1943 года Иосифа Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), положение верующих значительно облегчилось: власти разрешили открыть часть храмов, монастырей и даже семинарий, издавать официальный журнал Московской Патриархии. Вскоре было разрешено избрать Патриарха: митрополит Сергий возглавил Русскую Церковь.
Но вместе с послаблениями и фактическим прекращением антирелигиозной пропаганды, деятельность Православной Церкви стала жестко контролироваться советскими властями. Церковные иерархи не могли принять ни одного решения без рекомендации уполномоченных из Совета по делам Русской Православной Церкви.
Православие как и прежде, продолжало существовать «вопреки», по сути – выживать.
Кампания по изъятию церковных ценностей, богослужебных предметов, книг, мощей, икон, храмовой утвари, и последующие годы богоборческой советской власти сказались и развитии церковного искусства.
Лишь немногие святыни и предметы богослужебного обихода чудом сохранились благодаря верующим, а порой даже ценой их жизни.
Вплоть до начала 90-х годов в Советском Союзе религиозной литературы издавалось крайне мало, практически не осталось мастеров-иконописцев. Единственной мастерской, хранящей и возрождающей традиции русского иконописания, был кружок, организованный в 1957 году Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией) при Московской Духовной Академии. Благодаря подвижническим трудам матушки в России появилась знаменитая иконописная школа.
«В результате кустарного (подпольного) производства храмовой утвари, икон, пошива священнических и храмовых облачений, подчас ручного переписывания Библии, Святого Евангелия, богослужебных книг, в русском церковном искусстве сформировалось особое направление, которое можно охарактеризовать как наивное искусство. Оно самобытно, непосредственно, по-своему красиво, хотя не всегда демонстрирует образец хорошего вкуса.
Показать это исчезающее сейчас наследие православной культуры – цель выставки «Русское церковное искусство 50-80 годов XX века», – сказала автор экспозиции Наталия Валуева. – В собрании епархиального музея есть немалое количество фолежных икон (где риза имитирована разноцветной фольгой или золотой бумагой и украшена цветами), священнических и храмовых облачений, сшитых из подкладочной или портьерной ткани.
При этом многие стихари, фелони, покровцы сочетают в своем декоре и подлинные элементы старинного золотного шитья, и яркую импровизированную вышивку со стеклянными и пластиковыми бусинами и пайетками.
Но не зависимо от того, на каком художественном уровне были бы выполнены экспонаты, представленные здесь, – все они демонстрируют искреннее желание всеми доступными средствами украсить вещь, предназначенную служению Богу.
Все это, а также изданные в советские годы церковные книги и праздничные поздравительные открытки (с подлинными подписями Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи) сегодня представлены посетителям выставки.
Особое внимание хочу обратить на такое знаменательное совпадение – именно сегодня в Троице-Даниловом монастыре Переславля-Залесского открылась выставка «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», курируемая профессорским составом Российского Г
государственного гуманитарного университета, поддерживаемая Синодальным отделом по взаимодействию со СМИ и Императорским Православным Палестинским Обществом. Это говорит о том, что затронутая тема: произведения церковного искусства советского периода – это целый пласт православной культуры, несомненно, требующий сохранения и достойный научного исследования».
Православное искусство советского периода – уникальное свидетельство живой веры, религиозной жизни русского народа, история сохранения святынь и традиций в условиях атеистической власти.
Собственная информация центра «Фавор»