Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в день 106-ой годовщины обретения мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары и 160-летия со дня рождения преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны совершил Божественную литургию в храме Святой Живоначальной Троицы Тульской духовной семинарии в сослужении иерея Льва Махно, ректора Тульской духовной семинарии, иеромонаха Илариона (Варежкина), проректора по учебной работе, иерея Николая Евсеева, проректора по научно-богословской работе.

За богослужением молились преподаватели и студенты духовной школы, пел семинарский хор.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения совершено славление святым преподобномученицам Великой княгине Елисавете Феодоровне и инокине Варваре пред святым их образом с частицами нетленных мощей, специально доставленным к богослужению в семинарский храм из Богородице-Рождественского женского монастыря города Тулы.

По окроплении предстоящих святой водой митрополит Алексий обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Вседушевно приветствую словом мира и любви о Христе всечестного отца-ректора, отцов-преподавателей, боголюбезнейших воспитанников и сотрудников духовной семинарии!

Благодарю всеблагое Божие смотрение, и моей мерности в этот благословенный день вместе с вами под сводами этого храма предстоять пред ликом преподобномученицы Велико княгини Елисаветы и ее крестной сестры, преподобномученицы Варвары, разделившей с ней последние дни жертвенной, самозабвенной любви ко Христу, Господу нашему, в страданиях алапаевских, который хранит частицы их нетленных мощей.

Милостью Божией мы имеем возможность особым образом — даже через физическое прикосновение взором к их святому изображению, а устами — к этим частицам человеческой бренной плоти, хранимых в нетлении, стяжанном совершенным стремлением к достижению христоподобия — ощутить действие Божественной благодати Святой Живоначальной Троицы, не только сохраняющей неизменной самую материальную структуру бренной человеческой плоти, но и наполняющей ее действием божественного нетления, бессмертия и радостоносности. И действовать через материальную структуру эти силы способны лишь тогда, когда властно, в инаковости своей самосознающей личности, обладающей этой материальной реальностью, в своей христианской жизни, она останавливается в доброхотном предпочтительном выборе на Христе как на идеале в подрожании для жизнедеятельности.

Ибо по закону межличностного общения таковая личностная инаковость Божественные нетварные силы приобретает в обладание как свои собственные, и в этом раскрывает Предвечный, Советом Божиим предусмотренный, смысл призывания из небытия к бытию всего многообразия созданносущего, которое концентрированно вложено в человеческое естество и в личности каждого из нас, а также способно функциями, свойственными человеческому естеству, в зависимости от личного сознательного и предпочтительного выбора восходить в степень богосыновства и богодочерничества, то есть богодружества.

Мы, христиане ХХI века, благодарим всеблагое Божие смотрение за такую встречу с образами и частицами мощей святой преподобномученицы Елисаветы и ее сподвижницы, инокини Варвары, которая дает нам возможность спросить самих себя вслед за вдохновением от всетворческого дыхания Святого Утешителя Духа истины, коснувшегося духа, сердца и ума первоверховного апостола Павла: «Знаешь ли ты, человек, что ты есть нерукотворенный храм Святого Духа, и Дух Божий живет в тебе?» (1 Кор. 6:19).

Если это так, то тогда у тебя есть особое призвание — прославить Бога и в теле твоем, и в душе твоей, и в духе твоем как результат синергийного взаимодействия с Богом. Поэтому все, что пребывает в твоем обладании, твое, но не в собственном смысле, а по дару Божественной благодати.

Вся жизнь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы есть постепенное восхождение на этом пути выявления ответного благодарного отклика Богу, есть постепенное выявление и раскрытие всей полноты потенции, вложенной Господом, подобно потенции, вложенной в зернышко, которое, попав в добрую почву, начинает взаимодействовать с окружающей средой, растет, крепнет и, в итоге, раскрывает замысел Божий о нем: приносит добрый плод и в тридцать, и в шестьдесят, и во сто крат больше того, что изначально было заложено (Мф. 13: 3-9).

Причастников в этот праздничный день вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!

Благодарю всех за общую молитву и желаю всем нам непрестанно обращать к себе вопрос святого первоверховного апостола Павла, возникшего от Духа Святого — «а знаешь ли ты, что тело твое есть нерукотворенный храм, в котором живет Дух Божий?» — и давать на него ответ по совести: прославляю ли я Бога в теле и духе своем! Аминь!»

Марина Полянская