В Туле по приглашению миссионерского отдела Тульской епархии побывал известный сектовед, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея, епископа Лионского, Александр Дворкин.

В рамках XIV ежегодной региональной книжной выставки-ярмарки «Тула православная» Александр Леонидович презентовал свою новую книгу «Сектоведение», а затем в миссионерском отделе пообщался с его сотрудниками.

Разговор шел о том, что сегодня в России, особенно в молодежной среде, распространяются всевозможные неоязыческие учения, которые его лидеры называют «начальной верой русского народа».

В 2022 году вышла книга Александра Дворкина «Кто придумал неоязычество?»

В новом учебном пособии «Сектоведение» это движение отражено в нескольких главах, подробно разбираются и неоязычество, и нативизм, с которым чаще всего сталкиваются люди, претендующие на возрождение дохристианских верований каждой данной страны.

Все это автор подробно описывает, показывая, что это не самостоятельное явление: подобные секты возникают не сами по себе, а как часть международного языческого движения Нью-эйдж. И как бы российские неоязычники не кричали о своем патриотизме, о своей принадлежности к русскому народу, связи с родом, с предками, их идеология была создана за рубежом и привнесена в нашу страну.

– В нашем случае речь идет о придуманных древнеславянских богах, которым якобы поклонялись наши предки, – отметил Александр Дворкин. – Мы, православные, этого мнения не поддерживаем: еще Тертуллиан сказал, что душа по природе своей христианка. Но если человек теряет веру, он начинает подменять ее, впадая в ересь, каковой и является неоязычество.

– Александр Леонидович, нередко приходится слышать воззвания, что неоязычество – истинная вера наших предков. И тут хочется уточнить, каких именно предков: древлян, кривичей, вятичей? И знают ли те, кто пропагандирует неоязычество, историю своей страны, своих дедов и прадедов?

– Сразу уточним: рядовые члены неоязыческих сект, те, кто разделяет эту идеологию, как правило, обмануты лидерами, предложившими им некие псевдоисторические нарративы. И они, не думая, не анализируя, приняли их.

Но когда человек отказывается сам думать, исследовать, он легко становится игрушкой для других.

Руководители языческих сект, конечно, в курсе событий прошлого, но подменяют факты выдумками.

Давайте вспомним подлинную историю: какова была главная идея и цель великого князя Владимира? Объединить все племена. И поначалу он свез в Киев для присоединения к своему пантеону всех богов языческих, решив, что если все истуканы будут в столице, это объединит язычников, но из этого ничего не вышло: они продолжали враждовать.

Вот тогда и встал вопрос о вере в единого Бога, и православие было выбрано именно как объединяющее начало разрозненных племен, меж которыми шли брани и межусобицы. Если мы посмотрим, как затем, после Крещения Руси, развивалась русская история, то увидим, что наша держава была сильна, когда у людей появилось объединяющее их начало – вера во Христа.

– Сегодня большинство просто играет в язычество, тем более, что лидеры рисуют красивые картинки, как раньше, до христианства, хорошо жилось: реки полны рыбы, леса полны дичи, а те, кто поклоняется идолам, живут без особых проблем – лишь водят хороводы да радуются.

– Игра на самом деле очень быстро перерастает в реальность.

Есть базовое понятие, что наше поведение определяет наше мышление.

И напрасно люди думают, что вот тут можно немножко поиграть, а потом вернуться к реальной жизни: игра затягивает, социальные маски прирастают очень быстро, мозг начинает подыскивать оправдание поведению.

В сектантстве главная задача – навязать человеку определенный код поведения, и все – он начинает мыслить в этом направлении.

При встрече с неоязычниками видишь главную проблему: люди отказываются думать своей головой. А когда человек не размышляет, не сопоставляет, у него не работает логика, то он – готовый «продукт» для порабощения.

Он охотно принимает участие в самых нелепых обрядах, особо и уговаривать не приходится, и как итог – он начинает верить в их подлинность.

Хотя: ну кто сегодня может знать, как вели себя люди более тысячи лет назад? Какие ритуалы проводили, какие слова говорили?

Но вот уже наряжаются в непонятные одежды, обвешиваются амулетами, которые наспех придумали и сотворили лидеры сект, скачут через костер, приговаривают непонятные тексты.

– Лидеры неоязыческих объединений рассказывают о якобы найденной в начале ХХ века Велесовой книге на деревянных табличках, как о завете наших предков. Но может ли дерево уцелеть в течение нескольких сотен лет и не сгнить, как вещают эти сказочники?

– Такое возможно, если дерево хранится в Египте, в особом климате – сухом, жарком. В наших широтах такое абсолютно нереально, не говоря уже о противоречивой, недоказуемой истории находки – так называемой Велесовой книги.

Ни один независимый исследователь не принял бы таких доказательств, когда авторы ссылаются на описание найденных кем-то случайно дощечек с описанием жизни «древних славян».

Автор этого вымысла якобы знал нашедшего, но не может назвать ни его полного имени, ни этнического происхождения. И непоследователен в своих рассказах: текст, по его мнению, то был вырезан, то выжжен, то выцарапан шилом.

А кроме копий у публикатора нет никакой информации, дощечки потом якобы исчезли, и нет ни одной их фотографии, хотя в 30-40-е годы прошлого века, когда они были «найдены», фото уже делались вовсю.

Все это, конечно, фейки, но есть люди, которые в них верят, а это уже серьезная проблема. Потому что есть основная добродетель – это рассудительность. Настоящая вера немыслима без знания, знание немыслимо без веры, они дополняют друг друга.

И если человек отказывается от знания, получается слепая вера, а она может завести в тупик.

– Александр Леонидович, но ведь так можно заиграться до серьезных отклонений в поведении.

– Конечно, возможны изменения психического состояния, вплоть до болезни.

Мы знаем, что есть темный духовный мир, но Господь не попускает бесам войти в человека: они могут подсовывать искушения, но читать наши мысли не могут. Но если человек сам открывает себя для них, то – ждите последствий.

То есть: если ты во что-то веришь, это нечто начинает тебя контролировать.

Только Бог дает свободу, все остальное человека порабощает.

Есть замечательные слова английского христианского мыслителя Гилберта Честертона, что если человек перестает верить в Бога, он начинает верить во все остальное. И это «остальное» его уже и контролирует, и им повелевает.

– Сегодня во время презентации вашей книги была затронута тема о распространении язычества в армии.

– Как отметил в своем недавнем выступлении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «основной пафос выступлений неоязыческих проповедников связан с идеей, что христианство якобы исключает личный героизм и доблесть, лживость этого тезиса очевидна: наши святые воины – лучшее тому подтверждение.

Но факт появления неоязычества с его культом грубой силы и жестокости имеет место, особенно в армейской среде».

Тогда же Предстоятель отметил, что «наблюдаются попытки привить неоязыческие симпатии в образовательном пространстве» и в связи с этим назвал имя Натальи Поклонской – бывшей православной христианки, которая в последнее время стала последовательницей разных направлений неоязычества – родноверия, викка и эзотерического рунизма.

Недавно она отметила «Велесову ночь», нарисовав себе черные круги вокруг глаз и изобразив ведьму, якобы отправившуюся на слет нечистой силы.

Увы, пропаганда неоязычества идет повсеместно, его нам буквально навязывают: педагоги в школах предлагают детям изготовить амулеты для бойцов под девизом «Поддержим наших воинов!»

Если посмотреть отчеты Госдепа США в отношении России, то там выражается всяческая поддержка неоязычеству в России. Хотя, казалось бы, какое дело Госдепу или Конгрессу США до наших неоязычников?

Наверное, не просто так и не из благотворительных целей.

– Получается, что неоязычники вхожи в наши школы – если они могут влиять на детей?

– Кто-то вхож, но чаще школьные наставники через повсеместно действующую на невежественных людей аргументацию ссылаются на неоязычество…

Поклонская, к примеру, на новых освобожденных наших территориях навязывала всю эту неоязыческую чушь детям младших классов – тем детям, которые уже прошли через неоязыческую пропаганду на Украине. То есть, мало того, что почва подготовлена, так эти «знания» еще и постарались закрепить.

– К сожалению, многие разрушающие программы направлены именно на детей, на подрастающее поколение: «синий кит», ловля покемонов, «беги, а то умрешь!». А теперь вот – «прекрасные неоязыческие боги», о которых никто ничего толком не знает, но рекламируют активно – и прежде всего, в социальных сетях.

– Да уж, о древнегреческих богах и то мало что известно, а ведь Греция имела письменность, и территории там куда меньше наших.

А кто может с точностью сказать, какие боги были у древлян, чуди, финно-угорских, славянских, скандинавских племен, проживавших тысячелетия назад на нашей территории?

Единая этно-племенная общность, которая впоследствии стала русским народом, начала зарождаться в крещальной купели князя Владимира.

А сегодня идет противопоставление язычества христианству, целенаправленная популяризация неоязычества. Разумеется, все это не случайно.

Святейший Патриарх в своем выступлении о неоязычестве сказал в заключение: «Такая подмена ценностей, фальсификация национальной истории, умаление роли христианства в созидании государственности нашего народа есть некий вызов подлинным ценностям Русского мира».

Марина Панфилова, фото автора