В миссионерском отделе состоялось открытие уникальной выставки «Православная икона в советское время», на которой представлены печатные иконы, созданные в период гонений на Церковь.
Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов объяснил собравшимся на открытии выставки, что печатными называют иконы, созданные типографским или иным способом, при помощи печати на бумаге или других материалах.
Изначально русская печатная икона появилась в XIX веке. В 1930-1940-х в монастырских типографиях были напечатаны первые литографии и хромолитографии, которые пользовались большим спросом, особенно среди простого народа..
Там изображались известные и почитаемые в народе святыни, такие как личные вещи преподобного Сергия Радонежского, кресты с мощами, чудотворные иконы.
С 1870-х годов стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Их выпуск осуществлялся уже на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И.Тиля в Одессе.
Успех печатной продукции и дальнейшая коммерциализация производства привели к возникновению специальных фабрик по производству печатных икон и в других городах.
Но постепенно законы рынка диктовали производителям печатных икон жесткие условия, и чтобы выжить, фабриканты уделяли все меньше внимания качеству своих изделий, зато увеличивали тиражи.
В начале ХХ века появились подокладницы: печатные иконы, где, кроме ликов и рук святых, все пространство на листах оставалось чистым.
Были случаи и кощунственного отношения к печатным иконам: на одной из литографий с изображением святителей в руках у них оказались свитки с рекламой печатной продукции данного предприятия.
– Индустрия производства печатных икон тогда стала неуправляемой и уже представляла опасность по ряду причин, – отметил Алексей Викторович. –
Во-первых, печатание икон привело к проникновению в православную иконографию католических и протестантских направлений.
Во-вторых, наиболее известные иконы тиражировались тысячами, в то время как остальные оставались в забвении. В-третьих, иконы на металле и бумаге быстро портились: ржавели и выцветали, теряя свой первоначально яркий вид. Это способствовало большей покупательской заинтересованности, но приучало к небрежению по отношению к святыне. И, в-четвертых: сразу после своего массового появления печатные иконы составили серьезную конкуренцию живописным, тем самым практически уничтожая иконописные центры России.
В связи с этим Церковь была вынуждена ввести ряд ограничений. Указом Священного Синода от 2 февраля 1902 года было запрещено печатать иконы при храмах и монастырях. В следующем году последовал еще один указ от 1 января 1903 года, запрещающий изготовление икон на жести.
Была также усилена цензура за качеством выпускаемых печатных икон, но, к сожалению, эти меры не привели к заметным положительным результатам.
В 1906 году Священный Синод создал комиссию во главе с архиепископом Кишиневским Серафимом, которая в течение трех лет собирала информацию о печатных иконах.
В мае 1909 года участники комиссии были вынуждены признать, что печатные иконы продолжают пользоваться успехом у покупателей.
После трагических событий 1917 года русский народ и Русская Православная Церковь оказались в совершенно новых исторических обстоятельствах.
Само существование Русской Церкви и всего, что с ней было связано, оказалось под угрозой: уничтожались храмы, конфисковывалась утварь, сжигались книги, иконы. Любая причастность к Церкви могла стать причиной лишения свободы и даже жизни.
Начавшееся в 1922 году изъятие церковных ценностей и последовавшая за этим широкомасштабная антирелигиозная пропаганда прервали многовековое развитие религиозного искусства и ремесел. В то время не было возможности производить иконы, и лишь немногие осмеливались заниматься иконописью.
Но вера жила в душах людей, православные христиане желали иметь дома образы Спасителя, Божьей Матери, святых угодников, и мастера-кустари начали создавать иконы тайно.
В 1930-е годы создание икон было сопряжено с определенными опасностями, поскольку тогда любой интерес к Церкви рассматривался как контрреволюционная деятельность.
Согласно законодательству от 1929 года, для Церкви был отведен лишь небольшой «участок деятельности», своего рода резервация. В этом документе говорилось, что задача Церкви заключается лишь в «отправлении культа». То есть, приходя в храм, люди могли лишь помолиться – и ничего более.
Собравшиеся на открытие выставки в миссионерском отделе внимательно слушали рассказ Алексея Ярасова о том, как украшались киоты и оклады в те времена. Да и сами иконы, переснятые с качественных фотографий дореволюционных образов, вызвали интерес. Такие фото отправлялись по почте из действовавших в то время монастырей в ответ на пожертвование (например, когда люди хотели помянуть кого-то).
Также мастера использовали фотокопии картин на религиозную тему: к примеру, произведений Александра Иванова и Виктора Васнецова.
Все снимки были черно-белыми, поэтому их раскрашивали – как когда-то гравюры.
В городе Арзамасе Нижегородской области был настоящий центр по производству фотоикон, причем, по воспоминаниям очевидцев, там брались за основу фотографии как православных, так, к сожалению, и католических образов.
Но, хоть создание и распространение этих небольших образков было незаконным, в процессах их производства участвовало множество людей: одни снимали и печатали, другие раскрашивали, были те, кто занимался изготовлением и украшением киотов, и те, кто затем продавал готовую продукцию. Она распространялась на рынках, на вокзалах, в поездах и электричках.
Украшение икон было проблематичным: в ранние годы существования СССР фольга, цветная бумага были в дефиците, поэтому использовались тряпочки, даже лыко – так делали мастера из села Ломовка, расположенного в окружении липовых рощ.
Неожиданным подспорьем для народных мастеров стала модернизация советской молочной промышленности: в 1960-е на предприятиях на бутылки с молоком, кефиром и прочим стали делать крышки из разноцветной фольги. Она была куда более прочной, чем та, в которую заворачивали шоколад или упаковывали чай.
Когда советская власть изменила свою политику по отношению к Церкви, началось частичное восстановление необходимых церковных хозяйственных структур.
1944 год стал точкой отсчета в истории создания Художественно-производственного предприятия Русской Церкви. Первые производственные мастерские были организованы в Новодевичьем монастыре в Москве. Первый иконный цех разместился в колокольне монастыря. Там вручную раскрашивались черно-белые фотографические изображения методом шелкографии. К началу 1960-х годов цех ежемесячно производил до полумиллиона печатных икон, представлявших 80 иконографических типов.
В тех сложных исторических условиях создание подобных печатных икон было единственно возможным и крайне необходимым шагом.
В 1980 году после долгого строительства и согласования с властями открылось новое хозяйственно-производственное предприятие Московской Патриархии, которое вскоре стало известно, как художественно-производственное предприятие «Софрино».
На его открытии Святейший Патриарх Пимен, обращаясь к мастерам, напутствовал: «Будьте достойными продолжателями традиций русских умельцев, вкладывающих к труд свою душу, свою веру, свой дивный талант… Сознание духовной преемственности, желание не только повторить, но и превзойти по красоте, изяществу древних мастеров пусть вдохновляет вас на создание новых, художественно богатых изделий».
После открытия нового предприятия количество печатных икон значительно возросло. В то время они имели небольшие размеры, их наклеивали на картон, реже использовалась деревянная основа.
Иконографические типы в то время были представлены в небольшом ассортименте.
Посетители выставки после интересного рассказа задавали докладчику вопросы. И один из них: «Как относиться к иконам, которые сегодня любители создают из бисера?»
Алексей Викторович ответил, что если такая икона была создана с верой в душе и по православным канонам, то ее можно затем принести в храм, освятить, и она займет свое место в домашнем иконостасе.
Марина Панфилова, фото автора