В рамках XIX областных Рождественских чтений «80-летие Победы: память и духовный опыт поколений» в Тульском миссионерском отделе прошла секция «Псевдоправославные иконы».
С приветственным словом к участникам обратился руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин, напомнив главные задачи чтений: передача исторической памяти через историю семьи, включающую многие поколения; сопоставление событий Великой Отечественной войны с вызовами, стоящими перед Россией в настоящее время; укрепление взаимодействия педагогов, духовенства, казачества в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.
С докладом о псевдоправославных иконах, распространяемых в нашей стране, выступил заместитель руководителя Тульского миссионерского отдела Алексей Ярасов. Он рассказал о наиболее известных псевдосвятых, которых некие группы лиц самочинно канонизируют, пишут «иконы» с их изображением и посвящают им тропари.
Иван Грозный, Григорий Распутин, Славик Чебаркульский, Алексей Пензенский, певец Игорь Тальков – изображения этих якобы святых крайне низкого художественного уровня, порой даже отталкивающе некрасивы, а то и устрашающи.
Как отметил докладчик, эти «иконы» больше напоминают агитационные плакаты.
Алексей Викторович подробно поведал о каждом «кандидате в святые», проиллюстрировав свой доклад слайдами псевдоправославных икон.
К примеру, информация о Славике Чебаркульском (прозвание дано по месту жительства), умершем в 11-летнем возрасте, распространялась его мамой, Валентиной Афанасьевной Крашенниковой, а после ее смерти другими заинтересованными лицами. В книгах о нем присутствует все, что так соблазнительно для невоцерковленного человека: коварные колдуны, способные навести порчу на расстоянии, магия цифры 6, чудеса и прозорливость, исцеления и явления святых и даже – Самого Христа «избранному» отроку, обладавшему «врожденной святостью» – вещью, доселе в Церкви небывалой.
Несколько лет назад в нашей стране пытались распространять псевдоикону «Воскрешающая Русь», поводом к написанию которой стало видение жительницы Пятигорска Ольги Павленко – «народной целительницы», а по сути, экстрасенса. Это изображение пользовалось большим спросом у представителей секты «Богородичный Центр».
Другие псевдоправославные иконы «продвигают» тему царебожия. Повсеместно растет их число, но у верующих они вызывают лишь возмущение. И, прежде всего, потому, что на них царь-страстотерпец Николай II именован как искупитель русского народа, что является ересью, поскольку для всех православных христиан искупитель один – Господь Иисус Христос.
Идеи восстановления в современной России монархии воплощены и на некоторых других псевдоправославных иконах, которые были созданы в секте «патриарха» и «царя триединой Руси» Зосимы – в прошлом дважды судимого Леонида Власова, сторонники которого сжигали свои паспорта, призывали всех отказаться от любых государственных документов. Недавно Власов и его последователи активизировались, стали вести себя довольно агрессивно. В этом году «Державный Зосима», как он сам себя именовал, был арестован, следственные действия в отношении его продолжаются.
Как отметил в докладе Алексей Викторович, принципы иерархичности строения церковного общества и каноничности церковного искусства – это основные принципы Православной Церкви.
Их нарушение приводит к отпадению от соборного тела Церкви и уклонению в ересь и раскол.
Новоявленные «ревнители благочестия» настраивают православных против священноначалия Церкви, тиражируют и распространяют неканонические изображения и псевдоправославную литературу, надеясь расколоть Церковь изнутри – отторгнуть паству от духовенства.
Потому и появляются, как искушение, неканонические иконы, которые их создатели всячески стараются распространять, в том числе – с помощью интернета.
Руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин в своем докладе рассказал о неканоничности изображения «Богородица Донецкая Избавительница».
О нем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епархиальным Преосвященным на территории России направлено циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Григория.
Там, в частности, говорится: «В Управление делами Московской Патриархии поступили свидетельства о деятельности группы лиц, формирующих культ почитания изображения, именуемого ими «Богородица Донецкая Избавительница».
По сведениям, полученным из Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, первоисточник данного изображения в виде картины был написан жительницей Санкт-Петербурга художницей Марией Жаровой.
Картина была стилизована под икону, и в таком виде подарена «Музею воинской славы Донбасса».
Впоследствии, осуществив список с данной картины, группа лиц, возглавляемая уроженцем города Харцызск Донецкой области Александром Петуниным (или Петутиным), активно занялась популяризацией изображения, заявляя о будто бы мистической истории его происхождения. Якобы список «иконы» был написан помимо воли автора некоей «тайной силой» и получил благословение неназванных афонских старцев».
Как сообщается далее в документе, копии изображения, в частности, распространяются по линии боевого соприкосновения, а соратники Петунина публикуют в интернете ничем не подтвержденные материалы о якобы происходящих чудесах, исцелениях и пророчествах, связанных с почитаем данного «образа».
Отмечается, что в ряде случаев представителям упомянутой группы лиц удалось ввести в заблуждение клириков приходов и монастырей Русской Православной Церкви.
Согласно материалам, размещенным в социальных сетях, Петутин называет себя потомком князя Путятина и утверждает, что «Богородица Сама назначила его хранителем «иконы», а свою квартиру именует «домашней часовней», в которой помимо упомянутого изображения представлены «иконы» неканонизированных лиц – все того же Славика Чебаркульского, Распутина, Талькова и других.
«В связи с изложенным принесение «иконы» «Богородица Донецкая Избавительница» в православные храмы недопустимо», – говорится в тексте циркулярного письма. Там также отмечается, что существует каноническая икона Божией Матери, именуемая «Донецкая» («Умягчение злых сердец – Донецкая»).
В своем докладе отец Павел перечислил все критерии, позволяющие судить, является данный образ иконой или нет. И основной из них – критерий литургичности, неотделимый от истины Боговоплощения и искупительной Крестной жертвы Христа.
Наиболее веским аргументом в защиту своих «икон» их почитатели считают обилие источаемых ими чудес. Но, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели».
Марина Панфилова, фото автора