В Николо-Зарецком храме состоялась беседа в рамках XIХ Областных Рождественских образовательных чтений на тему «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
Открывая встречу, настоятель Николо-Зарецкого храма протоиерей Виктор Матвеев подчеркнул, что особенно важно в наше время говорить о духовной безопасности: «Священник на войне всегда поддерживает боевой дух, потому что на поле боя неверующих не бывает. Однако еще в царские годы, во время Чеченского конфликта шел большой поток негативной информации не только антигосударственной, но и антидуховной. Людей пытались отвести от духовности, говорили о том, что не нужна вера в Бога. Но без Его помощи человек ничего не может: как только начинают свистеть пули над головой, воин думает лишь о том, как глубже закопаться, начинает обращаться к Господу».
Клирик Николо-Зарецкого храма иерей Алексий Матвеев отметил, что часто слышит вопрос о том, как вести себя христианину на поле брани: «Когда месяц назад я был на обучении в Балашихе, перед нами выступал главный военный священник протоиерей Димитрий Василенков, который сказал, что на фронте люди выбирают не между хорошим и плохим, а между плохим и очень плохим. Мы знаем, что Господь заповедал не убивать. Однако с давних времен священники благословляют воинство. Еще один вопрос беспокоит многих: как вести себя христианину на войне? Что думает православие об этом?
В качестве эпиграфа к нашей встрече можно привести слова советского кинорежиссера Григория Чухрая в его книге «Моя война»: «Меня часто спрашивали: а вы убивали? И удивлялись, когда отвечал утвердительно. Меня оскорбляло это удивление. Люди, не знавшие войны, не пытаются вникнуть в ее законы. Здесь либо тебя убьют, либо ты убьешь. Они хотели бы, чтобы я был убит? Я хотел жить».
Если опираться на Ветхий Завет, то за целый ряд действий в Пятикнижии полагалась смерть: кто ударит отца или мать; за вольное убийство; за похищение людей; за кощунство; за гомосексуализм. Однако в Первой книге Царств и Второй книге Паралипоменон сказано, что войны с народами, исповедающими идолопоклонство и крайнюю развращенность, называли «войнами Господа».
Ветхий Завет часто воспринимается, как агрессивная среда: была другая эпоха, существовали другие народы со своими законами. Что же происходило после Христа, который пострадал за людей? Что думают святые отцы об убийстве на войне?
Святитель Афанасий Великий в Творениях писал: «Непозволительно убивать. Но убивать на поле брани врагов и законно, и похвально. Так и великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигают им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Одно и то же, смотря по времени, в некоторых обстоятельствах непозволительно, а в других – наоборот». Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если кто должен совершать убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит о окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступней всякого убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению»».
Подытоживая тему встречи, отец Виктор обратил особое внимание на то, что в былые времена военнослужащие всегда шли на поле брани с верой в Господа: «Перед боем русский человек всегда надевал чистую одежду, помня о том, куда он может попасть.
И еще всегда важно помнить о том, что убийство убийству рознь. Одно дело – убить ребенка в утробе, и совсем другое – убить врага на поле боя, уничтожить неприятеля, чтобы жило твое наследие. Священный долг человека – защищать свое Отечество, родной дом, семью».
Олеся Феофилова, фото автора