В соцсетях и СМИ постоянно звучат истории людей, пострадавших от мошенников. А что делать человеку, с которым случилась подобная беда?

Об этом наша сегодняшняя беседа с правоведом с многолетним стажем Владимиром Беловым, который каждую неделю по четвергам ведет прием граждан в Тульском миссионерском отделе:

– Недавно в «Газета. Ru» сообщили, что менее 1 процента россиян могут устоять перед уловками телефонных мошенников, представляющихся сотрудниками банков или правоохранительных органов, – отметил Владимир Константинович. – Прямо созвучно со стихами Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно – я сам обманываться рад…»

И это не смешно: телефонные мошенничества стали буквально бичом нашего времени. И анекдоты про то, что этим занимаются тюремные сидельцы, далеки от действительности.

– Слишком профессионально действуют?

– По данным Центробанка и Следственного комитета Российской Федерации только за 2024 год у наших сограждан было изъято мошенниками более 250 миллиардов рублей. И это – только по итогам зарегистрированных преступлений, а сколько их осталось невыявленными..

Главная эмоция, которой манипулируют мошенники – страх, и они умело нагнетают ситуацию, погружая человека в состояние паники и боязни за себя, близких, будущее, финансы. А в этом состоянии люди готовы к эмоциональным поступкам.

Злоумышленники манипулируют и другим страхом – опоздать: если срочно не предпринять некие действия, случится нечто неприятное и неожиданное.

Еще мошенники манипулируют привычкой большинства слушаться взрослых и статусных людей. И когда по телефону некто представляется высокопоставленным сотрудником банковских структур или правоохранительных органов, эта привычка «включается».

– Владимир Константинович, удивительно, что люди, в том числе образованные, житейски опытные, умные все же становятся жертвами обмана.

– Увы, я неоднократно беседовал со знакомыми, которые повелись на ухищрения жуликов. Причем, они не в тот же день обратились ко мне, как к правоведу, за помощью и консультацией, но лишь спустя время рассказали о произошедшем.

А недавно и сам почти попал в такую ситуацию.

Что значит – почти?

– Как и все сознательные россияне, я собирался пройти диспансеризацию в своей поликлинике, прикидывал, когда у меня выдадутся свободные от работы дни. И тут – звонок из поликлиники, ну, прямо материализация мыслей.

И милая девушка, представившись медсестрой, предлагает записать меня на диспансеризацию по телефону – дабы сэкономить мое время. Причем, начинает перечислять кабинеты нашей поликлиники с полным знанием дела: точно называет, на каком этаже тот или иной находится и во сколько мне надо будет туда прибыть.

А потом просит назвать номер СНИЛС – ведь мы по нему обычно записываемся. Я было запротестовал: долго искать, но она сказала, что располагает временем.

Что-то в этот момент во мне насторожилось, но – увлеченный перспективой не сидеть в очередях под дверями кабинетов специалистов, я нашел-таки свой СНИЛС и продиктовал его номер телефонной собеседнице.

И – началось: через несколько минут высветилось сообщение, что мой личный кабинет попытались взломать, а когда я сам попытался в него войти, система меня не опознавала. После долгих попыток мне все-таки удалось войти, я поменял пароль.

Но почти сразу последовал звонок из «Роскомнадзора»: ну, как было не ответить? «Инспектор» хорошо поставленным голосом уведомила, что была попытка взлома, и она сейчас посмотрит, откуда был звонок. А еще – что сейчас через мой личный кабинет могут оформить доверенность на третье лицо на кредит на большую сумму.

Но надо добавить, что это произошло 5 марта, а 1 марта я поставил себе на телефон самозапрет на кредиты – так что тут сразу стало ясно, что это – телефонный обман.

За время, прошедшее между двумя этими звонками, я успел кое-что выяснить. И сообщил собеседнице, что мне звонила «медсестра» из Ростова, а потом добавил, что эта «госслужащая» говорит с иностранного месенджера WhapApp, что запрещено. Поскольку звонить из Роспотребнадзора могут с городского либо с мобильного служебного телефона, привязанного к Тульскому или к столичному регионам. Ой, как она завопила – и трубку бросила, такое на моей памяти было впервые.

– Но ведь не все успевают так сориентироваться. Вы профессионал, поэтому сразу стали оперативно действовать. А чаще люди попадаются на эту удочку и потом стараются скрыть произошедшее.

– Став жертвой мошенника, человек очень сильно страдает.

Это действительно большая беда, и не только потому, что потеряны деньги: добавляется сильнейший шок от предательства – со стороны тех, кому поверил.

А еще и досада, и гнев – и не только на жуликов, но и на себя, тут и стыд перед близкими, знакомыми, коллегами.

Пострадавший воспринимает себя как никчемного, недалекого человека, причинившего своей неосмотрительностью вред семье.

А дальше идет утрата доверия к людям – ко всем вообще и к представителям данной профессии в частности. «Все банкиры (полицейские и т.д.) – заодно с мошенниками!» – звучит нелогично, но человек в таком состоянии и не стремится мыслить логически: он в гневе на всех вокруг.

А это уже не христианское чувство, и, поддавшись ему, пострадавший сам, добровольно оказывается в глобальном одиночестве, в пустоте, которая разъедает его душу.

Так, что не надо скрывать беду от близких, от друзей: следует рассказать о случившемся, посоветоваться. И, не теряя времени, успеть сделать что-то практическое: подать заявление в банк, в полицию, собрать необходимые документы – действовать, чтобы не впасть в депрессию и, по возможности, обезопасить других людей от подобной беды.

Но главное: будьте бдительны, не паникуйте, и не спешите вступать в диалог.

Марина Панфилова, фото автора