Накануне Дня семьи, любви и верности мы решили поговорить о том, почему сегодня подменяются наши вековые – и вечные! – ценности, и что движет людьми, готовыми отказаться от семейной жизни, от детей.

Обычно в день памяти святых Петра и Февронии Муромских речь идет о счастливых семьях – слава Богу, они у нас есть и будут. Но меняются приоритеты, и тут можно вспомнить недавнюю историю европейских стран. Несколько десятилетий назад там появились те, кто громко заявлял о своем нежелании иметь детей: это движение зародилось в благополучных скандинавских государствах, а потом распространилось и на другие. Рождаемость резко упала, стали говорить: «Европа стареет», но природа не терпит пустоты, и на ее территории хлынули толпы мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока.

А теперь эти идеи стали выдвигаться и в России.

На вопрос, почему люди осознанно отказываются от официальной регистрации отношений и родительства, предпочитая так называемую свободу и личный комфорт, психолог Миссионерского отдела Тульской епархии Наталья Ярасова ответила:

– У человека должен быть положительный образ семьи – а не просто назидание от окружающих, что «так надо, так принято».

А у нас, к сожалению, в предыдущих поколениях – среди родителей тех, кто сейчас принимает решения о статусе семейной или не семейной жизни – через одного мать-одиночка или разведенная женщина, самостоятельно воспитывающая детей.

Потому что в девяностые годы прошлого века было много спившихся или сбежавших от трудностей отцов семейства. И у выросших детей перед глазами пример деструктивной семьи, отсюда и начинается отторжение: «не хочу так жить!».

Почти у каждого из моих клиентов, не желающих создавать семью, имеется в памяти отрицательный образ семьи.

Знаю лишь одно исключение, хотя это и негативный пример: у одного мужчины родители никогда не заключали официальный брак и у них сохранились хорошие отношения, и потому он считает, что для нормальной жизни пары брак не нужен, и сам не хочет жениться.

– Часто слышишь от молодых супругов: «Почему я должна/должен, это же он/она обязан/обязана делать». Скандал выкладывается в социальные сети, и тут же – хор голосов «группы поддержки»: разводись немедленно!

– Да, если первая причина у тех, кто не хочет вступать в брак, это боязнь получить деструктивную семью, то вторая – как раз потребительское отношение к супругу или супруге.

Это – обычный эгоизм, «я хочу жить для себя», и тут выдвигается условие: партнер должен полностью меня устраивать, быть таким, как хочется именно мне, удовлетворять все мои нужды и принимать все эгоистические желания, учитывать мое настроение и так далее.

И самое неприятное: это двойной подход, когда один все должен, а другой – только принимать заботу как должное.

В итоге, если партнеру не подходят подобные условия, человек его чем-то не устраивает, то они с ним быстро расходится. И облегчение разводов с точки зрения юридической здесь сыграло негативную роль. Да и в обществе сейчас почти никто развод уже не осуждает.

И вот эта легкость развода приводит к тому, что когда пара сталкивается с малейшими трудностями в отношениях, то они просто разбегаются.

И тут надо назвать третью причину: лень и нежелание работать над отношениями.

– Да, взрослые люди ведут себя, как дети в песочнице: не хотят просто поговорить, выяснить, что не устраивает друг в друге.

– Сейчас даже возникла тенденция семьи по типу партнерства, но партнерства не в хорошем, добром смысле слова, когда имеется в виду подставить плечо и так далее. Сегодняшнее партнерство – получение выгоды от партнера, что ведет к оскудению любви.

Раздельный бюджет, раздельное принятие решений, каждый сам по себе, хоть и в одной квартире. Просто у двоих есть удобная возможность удовлетворять свои интимные потребности законным путем. При этом каждый живет своей жизнью.

Среди моих клиентов в последнее время было несколько случаев, когда человек искренне недоумевает: почему не сложились отношения, если я давал партнеру полную свободу, почему он не хочет со мной жить?

Но если человек действительно хочет быть вместе, он интересуется, чем живет, о чем думает, о чем тревожится тот, кто рядом. То есть – у них общие интересы, и если не разделение увлечений, хобби партнера, то, хотя бы, не безразличие к ним.

Мужчины все чаще не хотят «терять свободу и надевать хомут». Женщины, которые не хотят вступать в брак, рожать детей, называют две основные причины: я еще сама ребенок, не наигралась, и хочу, чтобы все внимание и прочее доставалось мне, и еще – я не хочу беременностью уродовать свое тело. Это эгоистические мотивы: отношение к ребенку, как к обузе, но не как к радости. Это – абсолютное потребительство, отчасти взращиваемое современными книгами, фильмами, настроениями в социальных сетях и так далее.

– И еще – каждый хочет получить симбиоз, но в негативном смысле этого слова: потреблять то, что может дать другой человек. Так, мужчина желает, чтобы женщина полностью взяла на себя все бытовые проблемы несмотря на то, что она работает и наравне с ним приносит деньги в семью. А женщины, насмотревшись сериалов о «красивой жизни», не желают работать, но мечтают о СПА-салонах, шопинге с подругами и так далее.

Но – увы: ни тот, ни другая не олигархи, не дети банкиров, они – обычные парень и девушка, оба с небольшим достатком, и тут наступает разочарование, поскольку все ожидания не сбываются.

– Вы правильно отметили этот момент. Дело в том, что самая частая причина разводов, по последним опросам, это финансовые трудности.

Такое ощущение, что до брака супруги не знали, как они будут жить, не планировали бюджет, просто нарисовали каждый себе некий фантастический образ семьи. И когда реальность корректирует их мечты, наступает разочарование: ведь оба не получили то, чего хотели.

Но, возвращаясь к тому, что институт семьи в целом теряет свое значение для разочаровавшихся молодых, а порой – и не очень молодых людей, часто разведенных и не желающих повторно создавать семью, мы можем говорить о многоуровневой проблеме.

У нас романтизирован книгами, фильмами образ супружеской пары по типу слияния – счастливая семья представляется многими именно, как симбиоз, а не как союз. Это зависимость, созависимость – болезненные отношения, которые воспринимаются как нормальные: дикая страсть, жгучая ревность, накал эмоций, которые постоянно кипят в супружеских отношениях.

А если всего этого нет, то нормальные, взрослые отношения воспринимаются, как скучные – стариковские. И многие люди уже не верят, что их любят, и соответственно, создать благополучные отношения при этом невозможно. Далеко не каждый психически здоровый человек захочет жить с невротиком, который хочет жить в зависимости, требует, чтобы его все время держали за ручку, не отпуская ни на шаг от себя, истязали ревностью и т.д.

И даже когда человек хочет создать семью, он может не найти себе партнера, потому что у него завышенные ожидания, завышенные требования, но, к сожалению – не к себе.

– Вы упомянули, что сегодня общество легко воспринимает разводы. Но, к сожалению, сегодня легко воспринимается и сожительство без регистрации брака, которое стали называть «гражданским браком».

Церковь определяет такие отношения как блуд, а гражданским браком называет тот, что зарегистрирован в ЗАГСе.

Но мало кто прислушивается к этому мнению, и многие люди по-прежнему строят отношения по принципу «пробный брак»: то есть проживание под одной крышей без штампа в паспорте.

Как часто такие «браки» перерастают в настоящую семью?

– Как свидетельствует статистика, так называемый гражданский брак, а по сути – блудное сожительство, переходит в брачные отношения лишь в 20 процентах случаев. И, чем больше живут люди без регистрации брака, тем меньше шансы на создание семьи.

Бывают исключения, о которых любят говорить, приводя их в пример. Но тут в голове у людей срабатывают так называемые когнитивные искажения: они единичные факты воспринимают, как абсолют, игнорируя тысячи других примеров.

– Мы уже упоминали, что все семейные проблемы сегодня чаще всего решаются не между мужем и женой, по принципу «не выносить сор из избы», но вываливаются в социальные сети.

И чего там только нет, в том числе – претензии на появление в гостях у этой пары родственников с обеих сторон. «Группа поддержки» тут же включается, и начинаются советы: разводись немедленно – это же нарушение личных и территориальных границ! Такое впечатление, что никто не хочет принимать семью, родственников партнера, которые ему дороги.

– Да, в нашей стране веками семьей считались не только муж, жена и детишки, но и их родители, родственники.

А сейчас любят приводить в пример европейские и заокеанские семьи, их бабушек и дедушек, которые якобы не участвуют в жизни внуков, живут обособленно, а встречаются лишь по праздникам.

Да, все так и было – в прошлом. Но как специалист я знаю, что уже много лет и в Штатах, и в Европе от этой тенденции отказываются, она теряет свою актуальность, и начался обратный процесс. Сейчас бабушки и дедушки в тех странах стали больше времени уделять своим семьям, и их дети легко это принимают: дистанцирование ушло, и начинается сближение.

Этот процесс был сильно простимулирован в ковидные времена, когда было потеряно много людей: в Европе, в Америке смертность была очень высокой.

Горе сближает, и когда во многих семьях дети лишились родителей, и их функцию взяли на себя бабушки и дедушки.

Да, были и те, кто бросал родных, но – такие были во все времена: в семье не без урода. А в общей массе люди сплотились, и во многих странах сейчас наблюдается процесс возвращения к семье, к семенным ценностям.

В России сегодня существуют две разнонаправленные тенденции, есть люди, активно выступающие за семью, но есть и те, кто провозглашает себя свободным от нее.

И давайте надеяться на лучшее: что истинные многовековые российские ценности не пропадут, но возобладают, и с Божьей помощью мы преодолеем все проблемы.

Марина Панфилова, фото из архива Миссионерского отдела