В день малого престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в Христорождественском (Николо-Зарецком) храме в сослужении благочинного Северного городского округа Тулы протоиерея Вячеслава Ковалевского, настоятеля протоиерея Виктора Матвеева и духовенства храма.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения совершено славление святым царственным страстотерпцам с возглашением уставного многолетия, затем владыка обратился к духовенству и мирянам: «Сегодняшний день, когда мы совершаем особое торжественное молитвенное чествование святых царственных страстатерпцев, небесных покровителей этого храма, и христоподобного жительства всего православного христианского народа нашего, является одним из самых позорных и укоризненных в истории государства Российского.
Ибо рука человеческого суда, объявлявшего о том, что «весь мир насилия мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем», поднялась на совершенно беззащитных людей, имевших возможность эмигрировать в сложившейся исторически ситуации, но не поддавшихся на это искушение, при этом четко осознававших, что их ожидает.
Лукавый суд человеческих мыслей и сердец, внутри которых, однако, сокрыт суд Божий, а он совсем не суд человеческий. Пути Господни от путей наших мыслей и сердец отстоят, как восток от запада, как небо отстоит от земли. Все мысли, чаяния и действия Божественного Промысла направлены к тому, чтобы Богом задуманное миробытие и человек как центр этого миробытия в поиске ответов на важные, а самое главное — правильно поставленные вопросы, проходя академию жизни, пришел к пониманию того, что полученный нами через наших родителей и предшествующих поколений наших предков дар жизни дан не ими, а Господом Богом, Он — Дародатель, Которым все живет, движется и существует (Деян. 17:28), а дан этот дар нам ради одного: освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь, Бог ваш, свят (Лев. 11:44).
Да, августейшему семейству предлагали покинуть Россию, эмигрировать. Но они, подготовленные Господом к предстоящим испытаниям через неоднократные пророчества святых Божиих человеков, о которых нам известно, приняли другое решение. И молились уже не о том, чтобы на полвздоха подольше задержаться на белом свете, на троне Российском, но: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего! Даруй мне силу обрести подобие Тебе, и не моя, а Твоя воля, Господи, да будет!»
Молитва эта не осталась бесплодной и безответной, поэтому они избрали такой путь: пить чашу, как и Христос, до конца — до жертвенного, самозабвенного служения в верности и вере Богу, в путях Его Божественного Промысла о государстве и народе Российском, не как господа и цари этого народа, а как его слуги. И избрали царственные страстотерпцы сознательно этот путь ради того, чтобы молиться за этот народ в силу обретенного ими христоподобия.
Что происходило потом, мы все знаем: отречение императора Николая Второго от престола, аресты, ссылки. Наконец одна семья как малая Церковь поет Херувимскую песнь, и каждый чувствует себя как живой херувим, на престоле своего сердца теплящий лампаду самозабвенной жертвенной любви, полностью предающий себя в руки Господа и знающий, что Он не даст креста не по силам (1 Кор. 12:13).
Но какой позор для государства с такой историей христианского следования в жизненных путях и для народа, который позволил такому страшному злодеянию осуществиться. Но и какое отрезвление опять для нас, обращающее нас к вопросу: что же мы должны явить в своем христианстве? Только лишь земное благополучие? Или же вспомним слова Христовы: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21),… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23)? И станут ли они подлинным смыслом, ценностью временной земной жизни, или же опять останутся за скобками, и опять будет такое же испытание путей Божественного замысла при прохождении академии жизни, которое, как скребок, будет снимать нарост себялюбия, тщеславия, зависти, сластолюбия и всего подобного, чувственного и гнилого, до тех пор, пока вдруг не увидим, что доброкачественность богозданности в нас еще присутствует.
А мы видим, что есть среди нас те, которые знают, по своему назначению, обетование: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Это и воины, защитники наши, и волонтеры, каждый по-своему добросовестно трудящиеся не для своего обогащения, а для общего блага. Это всё — движение по пути восхождения от силы в силу (Пс. 119:6). в надежде, что дальше Господь возведет от славы в славу (2 Кор. 3:18).
Святые Царственные страстотерпцы, конечно, не преподобные пустынножители и подвижники, но зато они явили опытное, равное благоразумному Разбойнику, смирение перед Богом: достойное по делам нашим принимаем, и не наша, но Твоя, Господи, воля да будет (Лк. 22:42). Эту маленькую подлинную искру богоподобия Бог, как пламя, как огонь, поядающий (Евр. 12:29) худое, а с огнем сродное возводящий до небес, наделяет их Своей богодвижностью, Своим богодействием, Своим богоподобием. Поэтому они прославлены не за христианский подвиг в усердном исполнении святых евангельских заповедей, а как страстотерпцы — за особый жизненный христианский подвиг, который таким образом увенчивает человека и дает ему возможность войти в христоподобие.
Нас же они научают тому, для чего же нам дана земная жизнь, время и пространство в ней, — чтобы мы не забыли, что во Христа крестившись, следует во Христа и облекаться (Гал. 3:27), ибо Царство Божие берется доброхотным усилием, и употребляющий его (Мф. 11:12) входит в единомыслие, единодушие, единонравие, единочувствие и единодействие с Отцом, Сыном и Святым Духом!
Причастников в этот день — в этот назидательный урок академии жизни — вседушевно поздравляю с принятом Святых Христовых Таин!
Благодарю отца-благочинного, отца-настоятеля и всех вас за то усердие, с которым вы стараетесь проходить науку нашего отцепреданного православного христианского жительства, в том числе и учась у Царственных страстотерпцев!»
Марина Полянская, фото Серафима Мартынова