В этот день ради перенесения на него празднования памяти прпмц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары, частицы многоцелебных мощей которых благоговейно хранят в местночтимой их иконе, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в Богородице-Рождественском женском монастыре п. Горелки в сослужении местного духовенства.
За богослужением молились настоятельница монастыря игуменья Амвросия (Соломатина) с сестрами, прихожанами и паломниками обители. Песнопения Божественной литургии исполнял хор воспитанниц монастыря.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения совершено славление преподобномученицам.
Архипастырь обратился к участникам общей молитвы словом мира и любви о Христе. «В сей нареченный и святой день, когда вся православная христианская вселенная благочестно совершает память дивного собора преподобных Радонежских угодников, мы в этой святой обители, в доме Пресвятой Богородицы, по особому действию Божественного Промысла принявшем под свои своды дивную святыню — образ преподобномученицы великой княгини Елисаветы и ее келейной Марфо-Мариинской обители инокини Варвары с частицей их многоцелебных мощей, совершаем и чтим их святую, блаженную и христоподобную память.
Особое счастье, будучи на богоспасаемой Тульской земле, взирать на сии нетленные частицы пострадавшей за Христа человеческой плоти, но и знать, что целокупно святые мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы почивают в храме равноапостольной Магдалины, у подножия Елеонской горы, в святом граде Иерусалиме. В 1888 году они вдвоем с супругом, великим князем Сергеем Александровичем Романовым, по благословению его родителей, императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, прибыли на Святую землю как Председатель Императорского Православного Палестинского общества и его сотрудница и соработница в этом служении православному русскому народу и Церкви, и присутствовали на освящении этого дома Божьего. Тогда сердце великой княгини испытало необычайную духовную радость и светозарную чистоту, и она пророчески произнесла то, что в обычном потоке мышления сама не могла придумать, потому что, являясь великой княгиней Российской империи того времени, пожелать того, что она пожелала, по человеческим меркам было совершенно непонятно и практически неосуществимо: «Как бы я хотела быть погребенной в этом храме в ожидании всеобщего воскресения».
Однако Господь еще устами израильского царя и псалмопевца Давида возвестил: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:19). Все это потом и совершилось в немыслимых условиях полной перемены политического строя, настроения умов и образа жизни и деятельности в Российском государстве. Будучи страшно замученными, великая княгиня Елисавета вместе с великими князьями Дома Романовых и инокиней Варварой были поставлены на край штольни и были брошены в нее прикладами красноармейцев, которые затем забросали штольню гранатами.
Но милость Божия велика, о чем свидетельствует мудрость, как мы слышали нынче за богослужением, малопонятная человеческому уму и сердцу, в беззакониях зачатых и во грехах рожденных (Пс. 50:7), особая честь, радость, слава и достоинство христоподобия, но которая была открыта Духом Святым первоверховному апостолу Павлу: «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29).
Дано это тем, кто, во Христа крестившись, во Христа облекся (Гал. 3:27), в потенции таинства Крещения, а актуализироваться будет именно в ту меру, в которой доброхотным исполнением евангельских заповедей, они, а значит, и мы, войдут в опыт единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия и единодействия со Христом. И только тогда, и только так возможно будет и исполнить призыв Господень: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
Сокрушив в себе исполнением евангельских святых заповедей похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую (1 Ин. 2: 16), мы приобретаем веру во Христа. Такого Христа, Которого невозможно очами увидеть, ушами услышать, руками потрогать, но о Котором можно услышать через свидетельство родных и близких, верующих во Христа, через свидетельства тех, кто видел Его своими очами, слышал своими ушами и осязал своими руками, а затем рассказал о встрече со Спасителем устно, а затем и письменно в Святом Евангелии, которое мы можем читать, слышать и воспринимать не как некий миф, а действительно как повествование о реальной исторической личности — Иисусе из Назарета и о связанных с Ним реальных исторических событиях.
Важно только, читая эти свидетельства, во внутреннем своем поиске и рассуждении дать ту или иную нравственную оценку образу жизни и деятельности Господа нашего и Подвогоположника Иисуса Христа. Если они нам нравятся, то тогда по закону межличностного общения, постараться хоть в чем-то, а, может быть, и в максимальной полноте, походить на Него в мыслях, в желаниях, в словах и в поступках.
Вот что так ясно и понятно своим образом — и человеческой жизни, и христианского служения, и последним земным вздохом, и тем, что открылось за ним по из мученической кончине — показывают нам преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара.
В этот праздничный день искренне поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин, благодарю матушку-настоятельницу, сестер, духовенство, воспитанниц и всех прихожан сего святого храма за то усердие и прилежание, с которым, взирая на жизненный подвиг и плоды, им принесенные, святых преподобномучениц, и вы стараетесь проходить свою жизнь изо дня в день в этой непростой науке отцепреданного нашего православного христианского жительства!»
Марина Полянская, фото Серафима Мартынова