Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Казанском храме города Богородицка в сослужении благочинного протоиерея Стефана Гриваса и местного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
Затем владыка Алексий обратился к молящимся: «Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в благословенный день молитвенного чествования Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, благоволившей благодатным образом действовать в Святой Соборной Апостольской Церкви, соработничая благой воле христиан через Свой образ, который вошел в историю под наименованием «Троеручица». Копия с этой иконы с любовью хранится под сводами этого возрожденного храма. Мы имеем счастье и радость приступать к святыне, взирать на нее очами, лобызать не только устами, но и духом ума своего, понимая, какие внутренние смыслы открываются нам.
Сегодня в эпизоде евангельской истории было показано, какой выбор сделали сестры друга Иисуса Христа – Лазаря. Марфа приняла в доме Иисуса как уважаемого учителя, пророка. Но в своих хлопотах она забыла про Него, а Мария, напротив, внимательно слушала Иисуса. И тут Марфа обратилась к Нему со словами: «Господи! Скажите сестре, чтобы она пришла помочь мне, потому что она одну меня оставила». И услышала ответ: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:41–42). Христос напоминает Марфе, что она чрезмерно суетится, а Мария предпочитает земному насыщению духовное: важно видеть в жизни невидимо присутствующее, через видимые знаки понимать это, дорожить им, входить во взаимодействие с сокровенным.
Иисус говорил, что блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его (Лк. 11:28). Так и Божия Матерь: Она единственная сподобилась быть Матерью Единого от Святой Троицы, потому что внутри у Нее было единомыслие, единонравие, единочувствие, единодушие, единодействие с Господом.
События, положившие начало почитанию образа Божией Матери «Троеручица», относятся к 8 веку, временам иконоборчества. В то время воины императора Льва Исавра отбирали иконы у православных, сжигали их, а иконопочитателей казнили, объявляя их идолопоклонниками. Однако за пределами Византии, в мусульманском Дамаске, православные могли молиться у икон и чтить их, потому что у местного халифа первым министром являлся Иоанн Дамаскин, ревностный христианин и богослов, который доказывал правильность иконопочитания. Император Лев решил извести Иоанна, приказал своим писцам изучить его почерк и написать якобы от его руки письмо об измене. Поддельное письмо было отправлено халифу с предложением казни изменника. Халиф посчитал Иоанна предателем, велел отсечь ему руку и повесить ее на позорном столбе Дамаска.
Вечером Иоанн Дамаскин обратился к халифу с просьбой снять со столба руку, принимая во внимание заслуги его семьи, трудившейся на благо государства. Халиф разрешил это сделать.
Иоанн пришел в дом, где у него находилась икона Божией Матери, и дерзнул обратиться к Приснодеве Марии с молитвой о том, чтобы Она исцелила его. Он уснул, а во сне увидел Богородицу, Которая сказала, что Иоанн исцелен. Проснувшись, увидел он у себя целую руку с одним лишь рубцом на ней. При таком опыте деятельного присутствия Божия в мире, Иоанн решил больше не заниматься суетными делами, а пойти в монастырь. С руки была отлита серебряная копия, которую Иоанн приложил к образу Божией Матери, ниспославшей ему исцеление. Икону, получившую с тех пор название «Троеручица», Иоанн взял с собой в монастырь святого Саввы Освященного в Палестинской пустыне, в котором существовало устное предание о том, что через много столетий придет в монастырь монах Савва, которому не нужно препятствовать взять с собой образ Богородицы. Действительно в 13 веке в обитель пришел святой Савва, родной сын Сербского господаря Немани, тайно от родителей ушедший для христианского подвига на святую гору Афон и в монастыре старого Русика принявший монашество с именем Саввы и по прошествии времени поселившийся в Палестинской лавре Саввы Освященного, где получил благословение подвизаться в келье прп. Иоанна Дамаскина, хранившей чудотворную икону Троеручицы, которую и взял с собой в Сербию, получив откровение о предстоящих ему там равноапостольных благовестнических трудах.
При нашествии на Сербию османов, желая сохранить образ Богоматери, его возложили на осла и отправили без провожатого. Ослик дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского Сербского монастыря, где монахи приняли икону, как великий дар, великую святыню.
Когда почил старый игумен обители, а выборы нового привели к распрям, однажды увидели икону на игуменском месте. Несколько раз она чудесным образом переносилась из алтаря на игуменское место. Царица Небесная явилась затворнику и сообщила, что отныне не будет игуменов человеческих, Она Сама станет игуменией монастыря. С тех пор и до сегодняшнего дня каждое утро начинается с того, что все приходят к иконе Божией Матери «Троеручица» и просят Ее благословения на предстоящие молитвы и труды.
Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Приступая к чтимому списку образа всеблагой Троеручицы, будем и мы просить у Преблагословенной Матери Жизни нашей благодатного содействия в достижении нами чрез усердное исполнение святых евангельских заповедей радостоносного христоподобия.
На всех призываю щедрое Божие благословение».
Олеся Феофилова, фото Серафима Мартынова