В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в Свято-Спасском храме соименного села в сослужении благочинного Новомосковского округа протоиерея Владимира Лысикова и настоятеля протоиерея Николая Пицина.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По совершении молитвы на освящение «нового меда», владыка окропил всех верующих и их приношения святой водой, после чего всенародно было пропето славление с поклонением Животворящему Кресту Господню.
В завершение архипастырь обратился к участникам соборной молитвы: «Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в благословенный день престольного праздника сего святого храма, когда со всей полнотой православной христианской вселенной и мы милостью Божией еще раз в опыте короткой нашей земной жизни полагаем начало спасительного поприща — Госпоженок, как со времен Крещения Руси называли этот период наши пращуры поприща поста: воздержания от худых мыслей, вредоносных пожеланий, скверных слов и дурных поступков.
И начинается этот небольшой, всего двухнедельный, спасительный Успенский пост перед изображением Честнаго и Животворящего Креста Господня. Прежде всего телесному взору открывается изображение крестообразно сложенного дерева, на котором умирает человек, и через это само древо как знак, как символ в его смысловом восприятии становится орудием проклятия и унижения человеческого достоинства, бесчестия и поругания. Ведь чтобы заслужить такую смерть, нужно было в общении с себе подобными в многообразии мира так пользоваться всеми функциями своего человеческого естества, чтобы досадить людям настолько, чтобы они единогласно приняли решение — предать этого утратившего всякое человеческое достоинство преступника мучительной, долгой и через страшную агонию принимаемой на этом самом древе крестной смерти.
Но когда мы, православные христиане 21-го века, смотрим на крест, то понимаем, что нам предлежит не просто средокрестное сочетание двух деревянных досок, на котором распят не никому неизвестный мужчина, живший некогда и нарушивший закон. Сами титлы на крестном древе указывают, какова Его личностная инаковость: Иисус Назорей, Царь Иудейский, от начала Сущий (Ин. 8:25) — Сын Божий, ставший и Сыном Человеческим, Который ни единого греха не сотворил (Мф. 12:32).
При этом Он имел в Себе, как и всякий человек-носитель богозданной человеческой природы, только потенцию осуществления биологической смерти как факта разлучения во времени и пространстве души от тела, когда тело, воипостазированное ограниченной тварной ипостасью, начинает распадаться на молекулы и атомы, превращаясь просто в пустоту.
Как истинный Сын Человеческий, рожденный в потомстве падшего праотца Адама от Девы Марии, Христос имел возможность как человек испытать физическую смерть, но не по закону неизбежной необходимости, как испытываем ее все мы, зачинаясь в беззакониях и рождаясь во грехах (Пс. 50:7), за наше грехолюбие и самовластное смертотаорчество, а добровольно, жертвенной, самозабвенной любовью исполняя волю небесного Отца, не хотящего смерти грешников (Мф. 18: 14), но желающего спасения всем через познание истины (1 Тим. 2: 3-4).
Полнотой же истины является Триединый, Несозданный, Самобытный, Пресущественный Дух (Ин. 4: 24) – Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная. А Иисус Христос, Распятый на кресте, есть Единый от Святой Троицы — от начала Сущий (Ин. 8: 25) Единородный Божий Сын.
Распявшийся на Кресте Единородный Божий Сын явил нам спасающую любовь, которая не только вызвала каждого из нас из небытия к бытию, не только наделила нас свободой поиска идеала для подражания в своей жизнедеятельности и определения себя в этом поиске в выборе, Кем или чем уязвить внутреннего своего человека (2 Кор. 4:16), чтобы выявиться в сходстве мыслей, желаний, слова и поступков с Ним, но и показавшую, что мы, будучи земнородными путниками, шествуем от начала своей жизни, полученной в дар, к тому, чтобы избрать Дародателя и войти с Ним в единомыслие, единонравие, единодушие, единочувствие и единодействие. И все это ради того, чтобы быть там же, где пребывает и Он в общении с двумя другими Несозданными Божественными Инаковостями, с какой самозабвенностью, щедродательностью перед немощностью другого выявляется эта жизненосная сила, желанное и усердное приобретение которой есть искомая цель в предстоящем нам поприще Успенского поста.
Причастников в этот светлый и праздничный день вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!
Благодарю отца- благочинного и отца-настоятеля и всех вас за то, что стараетесь усердно проходить науку нашего отцепреданного христианского православного жительства!
Желаю всем нам предстательством Пресвятой Богородицы доброхотно приобрести духовную, душевную и телесную чистоту в сходстве своей жизнедеятельности с Божией Матерью и Подвигоположником и Спасителем Господом нашим Иисусом Христом – Сыном Божиим и Сыном Богоматери».
Марина Полянская, фото Александра Морозова