В день 129-летия прославления в лике святых святителя Феодосия Черниговского митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в Покровском (Феодосиевском) храме, отмечающем малый престольный праздник.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Павел Савельев и духовенство Тульской епархии.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения было совершено славление пред местночтимым образом святителя Феодосия с частицами его мощей и ризы, после чего владыка обратился к предстоящим со словом приветствия и назидания: «Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в благословенный сей день попразднства мироспасительного события Рождества от святых праведных Иоакима и Анны Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и памяти иже во святых отца нашего Феодосия, архиепископа Черниговского, чудотворца, являющегося престольным днем сего святого храма!
Радуюсь и благодарю всеблагое Божие смотрение, и моей мерности вместе с вами судившее вновь быть под сводами этого так замечательно преображённого любовью и трудами вашими как наружно, так и внутренне, дома Божией Матери и святителя Феодосия.
И вместе с вами снова взирая на образ этого Христова человека, святителя и чудотворца Феодосия, хранящий в себе частицу его не разлагающейся человеческой, как у всех нас, плоти, частицу его ризы, его одежды, которые не рассыпаются, не уничтожается, но и не только сохраняют свою форму, но еще дает возможность найти правильные ответы тем, кто задается вопросом: почему так происходит вопреки всем нам известным законам физического мира, почему эти частицы материи со временем не поддались тлению и не превратились в прах? и что же будет с нашей человеческой плотью, этой хижиной, по слову святого первоверховного апостола Павла (2 Кор. 5:4), которая дается нам с момента зачатия и которую, ощущая во всем многообразии ее функций, часто в своей познавательной способности, заблуждаясь, мы отождествляем с самими собой, когда с наступлением смертного часа, мы перейдем грань своего земного существования?
Святитель Феодосий жил в XVII столетии, по нашим земным меркам, не много, но и немало, — 66 лет. В свое время, в детстве, как и мы, был принесен своими верующими боголюбивыми родителями в храм и обручен с Богом, во Святой Троице славимом и поклоняемом, и через отказ от того, чтобы свою биологическую жизнь, которую получил от Бога через родителей, раскрывать не просто как физическую, животную реальность, а еще и в поиске ее сущности и смысла своим осознанным и доброхотным выбором остановился на Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе как на идеале для своего подражания, и устремился к тому, чтобы деятельно возрастать в меру друга Божия (Ин. 15:15) по закону межличностного общения: с кем поведешься, от того и наберешься.
Пример жизни и деятельности святителя Черниговского Феодосия свидетельствует нам о том, что те, которые во Христа крестились не формально, а действительно, во Христа облекаются (Гал. 3:27), вохристовляются, что те, которые смыслом жизни своей избирают здоровье прежде всего духовное, потом нравственное, а потом уже только физическое, те не только в земных условиях обретают полноту благобытия, но и в наступлении смертного часа, этого неизбежного перехода из мира видимого в мир невидимый, обретают полноту присноблагобытия.
И поэтому самое главное для нас сегодня — испросить у Божией Матери, введшей в нашу человеческую жизнь Солнце правды — Сына Божия, Который пришел в нашу жизнь как и Сын Человеческий и явил в Себе Самом пример полного послушания во исполнении воли Отца Небесного и жертвенной самозабвенной любви, и указавший путь тем, кто сознательно и волево воспринял и принял в себя красоту и свет явленных Им Божественный откровений и подвига, поставил их во главу угла своей жизни и деятельности, и воссиял «яко же вторые Солнца», испросить именно этого — помощи, чтобы стяжать в себе, приобрести, удержать и укрепить единодушие, единочувствие, единонравие, единомыслие и единодействие с Отцом, Сыном и Святым Духом как единственно желанную и радостоносную силу!
Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, именинников — с днем тезоименитства!
Благодарю отца-настоятеля, братию и всех вас за то прилежание и усердие, с которыми вы теплите здесь, в доме Божией Матери, пред ликом святителя Феодосия, лампаду нашего отцепреданного православного христианского жительства!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова