Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в восстанавливающемся храме преподобного Александра Свирского поселка Хомяково в сослужении благочинного Северного городского округа Тулы протоиерея Вячеслава Ковалевского и настоятеля иерея Сергия Тимошенко.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся и приступившим к Святой Чаше: «Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в благословенный сей день, завершающий священнолепное девятидневие молитвенного нашего предстояния, преклонения и духовного смыслового созерцания таинства любви Святой Живоначальной Троицы к Своему созданию и человеческому роду, раскрывшегося в живоносной, жертвенной, самозабвенной и в меру, и в силу этого жизненосной и жизнеутверждающей любви Бога, не только благоволившего через Сына Своего при содействии Святого Духа создать этот мир, но и войти в него как Возглавитель человеческого рода!
Созданная свобода не имеет в самой себе достаточной силы к тому, чтобы твердо, неуклонно и неразрывно следовать всеблагой Божией воле и через это не способна привлечь, принять, вместить и удержать единственно жизненосную и жизнеутверждающую силу, исходящую от Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, и в меру доброхотного сходства в образе взаимодействия человеческой свободы со всеблагой Божией волей, дающей возможность человеку утверждаться в благодати, и в силу этой благодати возрастать от одной славы к другой славе (2 Кор. 3:18), от бытия к благобытию и к присноблагобытию, то есть обожению,
восходя в единомыслие, единонравие, единочувствие, единодушие и единодействие, а значит — благобытие со своим Творцом по причастию Его святым и нетварным Божественным силам и энергиям.
И в силу этого дара Божественной любви, которая выявляется не только самим фактом создания мироздания и человека в нем, но и попечительной заботы о том, чтобы цель, которая была предуведена в Предвечном Божием Совете, которой нужно было достигнуть богозданному миробытию через человека в свободе его сознательного предпочтительного выбора, ей осуществлена не насилием Божественного могущества и даже не насилием Божественной милости, благости и благодати, а в сознательном, доброхотном и творческом взаимопроникновении и опрозрачнивании себя друг перед другом в достижении веры и верности друг другу, и через это — в восприятии того, что предуведено Богом для каждого из нас.
Символом выявления Божественной любви и благости, веры и надежды на весь человеческий род и на каждого из нас и является Крест Господень — откровение жертвенной и самозабвенной любви. И о служении этой любви Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал, что, будучи посланным Отцом Своим, Он пришел в этот мир для того, чтобы понятным образом открыть человеку, как Бог любит Свое творение, что посылает Сына своего единородного (Ин. 3:16) перевозглавить от Адама первозданного человеческий род, показать в этом перевозглавлении и в Себе абсолютную норму жизнедеятельности человечества, явить Себя открытой Дверью (Ин. 10:9), чтобы через Него как через Путь и Истину (Ин. 14:6) все могли бы обрести жизнь не только в ее биологическом проявлении, но и в онтологическом, бытийном, значении, которое призывает выявить эту самую жизнь — даже в доступных каждому в ее биологических формах — в совершенном богоподобии, то есть в меру Божиих друзей (Ин. 15:15) и через это свободно стяжать в себе обожение — единомыслие, единодушие, единонравие, единочувствие и единодействие со Христом.
Вещественным символом, знаком такого премудрого Божьего устроения, Промысла и его осуществления является само Древо, на котором распялся Христос, Царь и Господь, «нас ради человек и нашего ради спасения», и в этом распятии явил тот путь, которым только и возможно обрести полноту благобытия для созданно существующего человека и через него – всего миробытия.
Это Древо и обрела святая равноапостольная царица Елена при святителе Иерусалимском Макарии. На сегодняшний день самая большая частица Древа находится в Греческой Патриархии, в храме Воскресения Господня, в Иерусалиме, большая его часть находится и на Святой горе Афон, еще одна часть — в Грузии, и малая его частица чудом Божиим — в вашем храме, после того, как сердца ваши, жителей этого селения, открылись к тому, чтобы понять, какая святыня, поруганная, обесславленная, обесчещенная, но еще не стертая с лица земли, этот дом Господень, оставленный нам в наследие пращурами, в честь и память человека такой чистоты сердца — преподобного отца нашего Александра Свирского, который своими телесными очами удостоился видеть и беседовать с пришедшей к нему Святой Живоначальной Троицей.
Когда сердца ваши воспламенились его примером и пошли вслед за ним, постепенно на наших глазах произошло это чудо — то, что мы сейчас находимся под этими сводами, уже не обесчещенными, а пребывающими в красоте, под которыми и сам преподобный частицей своих мощей присутствует! И как промыслил Всеведущий Господь, чтобы малая частица от того самого Древа, на котором был распят Господь наш и Подвигоположник Иисус Христос, пребывала под этими святыми сводами!»
В завершение архипастырь поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а также выразил благодарность отцу-благочинному, отцу-настоятелю и всей приходской общине за их усердие и труды в деле возрождения храма.
Марина Полянская, фото Александра Морозова