Студенты Тульской духовной семинарии вместе с проректором по воспитательной работе протоиереем Михаилом Ключаревым, преподавателем иереем Александром Диканевым и заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин Любовью Викторовной Савиной посетили выставку «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения», представленную в Фонде искусств.

В экспозицию вошла почти вся коллекция работ выдающегося художника советской и отечественной живописи из Русского музея, который и выступил инициатором выставочного проекта. Представлена также часть из собрания Государственной картинной галереи имени Александра Дейнеки в Курске, родном для мастера городе, где хранится больше всего его произведений.

Ознакомительную экскурсию для представителей Тульской духовной семинарии провела Елена Ивановна Оленич, заведующая отделом западноевропейского искусства Тульского музея изобразительных искусств.

«Стоит отметить, что выставки мастеров такого масштаба, как Александр Александрович Дейнека, в Туле бывают не так часто. Так сложилось исторически, что работы Дейнеки приобретались многими ведущими музеями. Несколько его известных полотен — «Оборона Севастополя», «Мать» и «Будущие летчики» — хранятся в Третьяковской галерее, — подчеркнула Елена Ивановна прежде, чем приступить к обзору экспозиции. — Однако даже небольшая часть работ, представленная на этой выставке, дает возможность понять, какой величины было его дарование, почувствовать время, в которое мастер жил и работал, как оно отразилось в его творчестве, как непросто развивалась его судьба.

Александр Дейнека из тех мастеров, которые изменяют и двигают искусство, ему это было дано. Ученик знаменитого Владимира Фаворского — представителя классической художественной школы, — он воспринял и традиции русского академического образования, и европейского, и новые формальные поиски, завладевшие художниками России и Европы на рубеже XIX и XX веков. Само время было наполнено новыми идеями, яркими и неожиданными, происходили процессы обновления, сдвигались целые пласты искусства и возникали новые. И все это Александр Дейнека впитал в себя, и сполна разделил судьбу своей Родины: глобальные перемены и преобразования, свершения первых пятилеток, страшную войну и возрождение, возвращение к мирной жизни, созиданию и труду».

На двух этажах выставочного пространства представлено более 110 произведений, отражающих многогранность таланта Дейнеки: графика, станковая живопись, миниатюры, плакаты, скульптура и мозаика. Работы в экспозиции размещены по жанровому и тематическим принципам.

Произведения довоенного времени проникнуты мотивами индустриализации, трудовых свершений, оптимизма и устремленности, как верилось, к светлому будущему.

Значительная часть экспозиции посвящена Великой Отечественной войне. Как человек, переживший вместе со своей страной это страшное и трагическое событие, потерявший близких людей, Александр Дейнека постоянно обращался к этой теме. Хорошо известны его полотна, воспевающие героизм и мужество советских людей, радость Победы, но и отражающие иной взгляд на войну. И одна из наиболее известных работ в этой линии, которая вошла в экспозицию, — «Сбитый ас». На полотне изображен немецкий летчик, падающий вниз головой на торчащие из земли, словно вздыбленные, железные рельсы. О том, как шла работа над картиной, как мастер переосмыслял сюжет, можно проследить по представленным эскизам.

Одна из любимых тем Дейнеки, которая проходит через все его творчество, начиная с 1920–х годов, — спорт, энергия движения. Как известно, художник и сам был хорошим спортсменом. Неслучайно центральное место в экспозиции занимает масштабное полотно «Бег». Динамичные композиции, внимание к физической красоте, культ сильного и здорового тела в сочетании с целеустремлённостью отражают один из главных посылов времени, в котором жил художник, — создание человека новой советской формации.

На выставке немало работ, открывающих классика советского искусства как создателя тонких и лирических произведений. Это портреты, натюрморты, пейзажи, созданные в разные периоды и отмеченные удивительным художественным мастерством.

Во всей полноте талант Александра Дейнеки как колориста предстает в мозаике, прежде всего, в работе «Хоккеисты».

По завершении экскурсии у студентов и преподавателей было немного времени, чтобы самостоятельно ознакомиться с произведениями выдающегося мастера.

Проректор по воспитательной работе ТулДС протоиерей Михаил Ключарев отметил: «Возможно, наши студенты пока еще не осознают до конца, что им выпала редкая возможность увидеть знаковые работы Александра Дейнеки, да еще и собранные из разных музеев. Но со временем они поймут, что увидели в максимальном объеме то, что удалось далеко не всем, — сказал отец Михаил. — Разумеется, творчество Дейнеки, как и любого другого выдающегося мастера, требует осмысления, для этого необходимы и насмотренность, и жизненный опыт. А на вопрос: как к нему относиться, каждый из них, думаю, найдет свой ответ. Многим знакомы слова апостола Павла, сказанные в Первом послании к Фесалоникийцам: «все испытывайте, хорошего держитесь». Думаю, что и наши студенты должны знать многое, но оставлять в памяти хорошее и от него научаться».

Впечатлениями от выставки поделился Кирилл Жеребцов, студент 4 курса ТулДС: «Мне понравилось видеть развитие, эволюцию Дейнеки от раннего к более зрелому, наблюдать, как появлялись новые темы в его творчестве. И, конечно, меня поразил рассказ о его жизни. На самом деле, судьба у Дейнеки как у художника была тяжелая. В какие-то периоды он был востребован, известен, в другие — его имя старались не вспоминать. Было время, когда руководители от советской культуры просто начали указывать ему, что и как писать. А что может быть хуже для творца, чем рисовать не то, что ты хочешь, а то, что должен? Ведь он перестает быть художником, превращается в ремесленника. И в некоторых его работах это прослеживается.

Вообще, очень интересно видеть в картинах личность, по-настоящему глубокую, думающую, чувствующую, и особенно, как мне показалась, раскрывающуюся во всю мощь в последние годы. В его работах появился новый свет, не такой яркий, бьющий в глаза, как на полотнах довоенных лет, а приглушенный, тихий и спокойный».

Информационный отдел Тульской духовной семинарии, фото Ивана Никифорова