В Тульском миссионерском отделе открылась выставка, рассказывающая о неоязычестве и «Нью-эйдж»: в нескольких витринах разместились книги и другие экспозиционные материалы, посвященные этой теме.
Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов рассказал собравшимся о сущности неоязыческих организаций и тех сектах, которые можно отнести к движению «Нью-эйдж».
Современные неоязычники называют себя родноверами. Они утверждают, что возрождают древнюю веру славян. Однако на самом деле многие из них вдохновляются западными эзотерическими и оккультными учениями.
Российские неоязычники утверждают, что занимаются возрождением религии далеких предков, которая бытовала у славян до принятия христианства. При этом никаких материальных, документальных, литературных источников, согласно которым можно было бы полностью возродить те верования славян, что были до христианства, не существует.
Да, есть какие-то сведения о языческой вере славян в древних христианских летописях, упоминания православных авторов о каких-то языческих обрядах, но этих свидетельств недостаточно для того, чтобы полностью возродить те религиозные учения, которые существовали в разных славянских племенах до принятия ими христианства.
И лидеры родноверов находят своеобразный выход: компилируют обрывки исторических сведений, добавляют современные оккультные учения – а порой и собственную трактовку – и преподносят все это как «верование древних славян». Потому это направление и было названо неоязычеством, то есть – новым язычеством.
Но возникает вопрос: а веру каких именно племен они возрождают – ведь те жили раздробленно. Древлян, кривичей, вятичей? Эти последние, кстати, селились на территории нашей Тульской области.
Алексей Викторович напомнил, что несколько лет назад в миссионерском отделе проходил круглый стол, посвященный теме неоязычества, и были приглашены археологи из Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
И историки, которые перекопали уже немало в нашем и соседних регионах, рассказали, что ими не было обнаружено никаких артефактов, относящихся к «родной вере». Ни изваяний божков, идолов, ни остатков капищ, по которым можно было бы восстановить старинные обряды, не было обнаружено.
Лишь однажды археологи нашли какую-то непонятную металлическую фигурку – то ли ритуальную, то ли относящуюся к украшению жилища, но материал претерпел такую коррозию, что уже невозможно было понять – а что же это такое и как его называли, если это было божество.
Но неоязычники не сдаются, они обращаются к эзотерике и оккультизму, а именно к «Нью-Эйдж» – оккультно-эзотерическому движению, зародившемуся на западе в 60-70-е годы ХХ века. К сожалению, труды по эзотерике и оккультизму наших соотечественников тоже легли в основание идеологии данного движения. Это, прежде всего, Елена Блаватская и семья Елены и Николая Рерихов – их эзотерические сочинения представлены в витринах.
– «Нью-эйдж» представляет собой смесь эзотерических учений, оккультных практик, учений, взятых из индуизма, буддизма, – сказал Алексей Ярасов. – В переводе с английского «Нью-эйдж» — «новая эра», понимается эзотериками как религия новой эры.
Ее последователи утверждают, что христианство уже отживает, что «эра Рыб», как они называют наше время, скоро сменится «эрой Водолея», где и будет править новая религия.
И неоязычество именно оттуда черпает новые идеи: никакого отношения к древней вере оно не имеет – это абсолютная ложь. Но когда пытаешься донести это до последователей неоязыческих культов, они пожимают плечами: «Ну и что? Нам подсказывает, как нам верить, наша родовая память».
Неоязычников и последователей «Нью-эйдж» не волнует связь поколений в вопросах веры. Они живут в своем, оторванном от реального мира, пространстве.
На новой выставке в Тульском миссионерском отделе представлены книги т.н. «Концептуальной партии «Единение»». Эта организация была популярна в 2000-х годах и активно выступала против православия.
К счастью, это движение сейчас сошло на нет, в отличие от движения анастасиевцев, основоположником которого стал бывший предприниматель Владимир Мегрэ (настоящая фамилия – Пузаков).
Он в своих сочинениях утверждал, что познакомился в сибирской тайге с представительницей инопланетной цивилизации, красавицей Анастасией. И в беседах с ней, как пишет Мегрэ-Пузаков, он получал важные мысли о том, что надо уезжать из душных городов, жить на природе, обрабатывать землю размером с гектар. Удивительно, но эта утопия находила и находит по сей день последователей: люди продают квартиры и переселяются в чистое поле. В одной только Тульской области было заявлено или существует около 16 таких поселений анастасиевцев.
Тут же книги секты мормонов, которые, хоть и называют себя христианами, но их учение предполагает еще и наличие иных божеств – любой праведный мормон после смерти может стать богом.
Марина Панфилова, фото автора