Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Казанском храме села Иваньково в сослужении благочинного Кимовского городского округа иерея Илии Семенова и настоятеля иерея Артемия Зубарева.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения архипастырь приветствовал молящихся и приступивших к Святой Чаше: «Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в благословенный день, когда вся православная христианская Вселенная молитвенно прибегает под благодатный кров Матери нашей Жизни, Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов, Царицы Неба и земли, Пресвятой нашей Госпожи Богородицы и Приснодевы Марии, благоволившей прославить в этот день два Своих, инаковых по графическому изображению, образа!
Один из них древний, написанный апостолом Лукой в пятнадцатый год по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо и хранившийся до VII века святой общиной града Иерусалима, затем перенесенный в Константинополь и вместе с другими образами Пречистой Матери поставленный во Влахернском Её храме. Позднее образ сей, именуемый Иерусалимским, в Х веке на Русь, в Корсунь, где принял Святое Крещение великий князь Владимир, был принесен будущей его супругой, византийской царевной Анной. Этим же образом Божией Матери равноапостольный князь Владимир благословил своих сыновей перед отправлением их на княжение в Великий Новгород, оттуда, при Иоанне Грозном, он был перенесен в Москву.
Известно несколько списков с Иерусалимского образа, особо прославленных в XIX столетии, когда святительствовал на Московской кафедре святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В это время в Подмосковье разыгралась эпидемия холеры, и в тех местах, куда приносили сей образ Богоматери для молитвенного поклонения, болезнь отступала.
Образ этот — во многом похожий на Смоленский образ, Одигитрию, но на полях его изображены святые апостолы, а также местночтимые мученики — раскрывает нашему смысловому опознанию содержание своего изображения, понимание того, что собою являет Святая Соборная Апостольская Христова Церковь, чадами которой мы себя считаем. Она есть неразрывное единство общения по человеческому естеству, сводящее весь человеческий род в неразрывное органическое единство с Тем, Кто его перевозглавил от Адама Первозданного через Пренепорочную Приснодеву Богородицу Марию Господом и Спасителем Иисусом Христом, благодаря Пречистой и Преблагословенной, когда Он испросил у Нее для Себя, для Своего природного единосущного с Отцом и Святым Духом божества начатки естества человеческого. Как известно, к Пречистой Деве Марии был послан с благовестием Архангел Гавриил, чтобы возвестить о том, что Она способна откликнуться на этот призыв Божий — не по насилию Его могущества, власти и божества, а по любви, нисходящей к нашей немощи — соответствующим образом, то есть самозабвенной жертвенной преданностью в послушании. Потому Она ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). И Бог Слово стал плотью, вселился в род человеческий, и мы получили возможность видеть славу Его как Единородного от Отца, полного благодати и истины (Ин. 1, 14).
И если каждый из нас, восприняв такое видение, оценив внутри себя значимость Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа как единого на потребу, как самого желанного для себя, как идеал для подражания в образе жизни и деятельности, то тогда сработает известный закон межличностного взаимодействия и общения, и свойства, и характер их проявления, присущие избранному идеалу, раскроются и в нас самих.
Тому же, как нам искать и достигать единонравия, единочувствия, единодушия, единомыслия и единодействия с Богом в повседневной деятельности, учит нас другой, прославляемый сегодня образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Калужским». В такое же тяжкое время от разгулявшейся как и в Подмосковье холеры, Калуга была спасена им. И поныне эта икона особо почитается как калужанами, так и верующими из других российских городов и весей.
Однако икона эта совсем иная: на ней нет изображения Пресвятой Богородицы, несущей на Своих руках Христа Богомладенца, Которого Она вскормила по-человечески Своим Материнским девственным молоком и воспитала в тех же традициях, в которых Сама была воспитана. На иконе мы видим Божию Матерь, какой увидел Ее Архангел Гавриил, когда принес Ей благую весть: Она читает Священное Писание в виде свитка, как это было принято в то время. Пречистая Дева не просто складывала в слова запечатленные на выделанной коже буквы, Она открывала Свой внутренний мир к тому, чтобы на нем запечатлевались смыслы, которые в этих буквах закодированы. А это было пророчество от Святого Духа ветхозаветного евангелиста, пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14), «что означает: с нами Бог» (Мф. 1, 23).
В этом было исполнение Предвечного Божия совета, того самого побуждающего мотива, которым двигался Создатель при сотворении всего миробытия, поставив в центре его Свою живую икону — человека, чтобы затем через человека Самим Собой и Единым из Трех Божественных Лиц, перевозглавив человеческий род, совершить его спасение.
И те, кто увидит в Нем откровение этого спасения и захочет с Ним обрести единонравие, единочувствие, единодушие, единомыслие и единодействие, должен будет к Нему привиться, но прежде — поверить, то есть увидеть явную уникальность, явленную в Нем, как драгоценность для себя, и полюбить ее, и тогда во Христа креститься, чтобы в Него облекаться (Гал. 3, 27) всю свою земную оставшуюся жизнь.
Таким образом, взирая на Иерусалимский образ Божией Матери, мы видим и понимаем, что мы должны делать в земной христианской жизни, в чем смысл в ней, как в общине, как во взаимодействии друг с другом вокруг Святой Живоначальной Троицы через Христа и Богоматерь дыханием Духа Святого.
А в Калужском образе Богородицы видим каждый самого себя, в личностной субъективной своей ситуации, когда открываем Священное Писание, видим буквы, а что в этот момент открывается в нашем внутреннем человеке (2 Кор. 4, 16), какие смысловые значения? Ведь судят намерения и помышления сердечные и из нашего внутреннего сокровенного человека выявляют: нужно ли нам содержание Священного Писания или не нужно, готов ли я, по закону межличностного общения, готов ли я принять Христа, готов ли в своей жизни следовать во всем Ему?
Вот какое прекрасное подспорье нам дано в этих двух чудотворных образах Божией Матери, помогающих нам понять, что такое настоящая православная христианская жизнь и как в ней раскрывается наше причастие Царству Небесному, о котором сказано, что оно внутрь нас есть (Лк. 17, 21).
В этот праздничный день причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. А всех вас — с грядущим престольным торжеством в честь Казанской иконы Божией Матери, радость которого, к сожалению, не удастся мне с вами разделить. Однако сегодня так замечательно мы собрались с вами вокруг Пресвятой Богородицы и получили от Неё материнское благословение и обогащение жизненосными и жизнеутверждающими смыслами!
Благодарю отца-благочинного, отца-настоятеля и всех вас за прилежание, с которыми вы под кровом Божией Матери стараетесь достойно проходить науку нашего отцепреданного православного христианского жительства!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова