Руководитель отдела по сбору материалов о подвижниках веры и благочестия иерей Георгий Каменщиков выступил с докладом о тульских новомучениках в миссионерском центре.
Отец Георгий рассказал о священниках, монашествующих и мирянах, которые пострадали во время репрессий, их судьбах, о гонениях на Русскую Православную Церковь в пределах Тульской епархии.
Так, к 1917 году на территории Тульской епархии было 11 монастырей, больше 1000 храмов и часовен, семинария, 2 епархиальных женских училища, 4 духовных училища, которые были своего рода ступенькой для поступления в семинарию, 1,5 тысячи церковно-приходских школ, Палата древностей, 9 больниц, которые содержались на церковные деньги, 38 богаделен.
А к 1943 году в Тульской епархии осталось лишь 4 храма, в областном центре действовал всего один – Двенадцати апостолов.
В 1917 году в Тульской епархии был один правящий и три викарных архиерея: архиепископ Ювеналий (Масловский), епископ Игнатий (Садковский), архиепископ Корнилий (Соболев), архиепископ Виталий (Введенский).
Но буквально с первых дней установления советской власти все изменилось. Первым документом, изданным новым правительством, был Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Естественно, он был грабительским, отнимал все возможное имущество у Церкви, все права.
Большевики ожидали протестов против такого решения. В Туле 2 февраля 1918 года на праздник Сретения состоялся крестный ход, целью которого было выражение протеста против гонений на Церковь, шествие возглавлял епископ Каширский Корнилий. Едва протодиакон с паперти Успенского собора кремля стал читать собравшимся послание Патриарха, как раздалась пулеметная очередь. Это красноармейцы, преградившие главную улицу города – Киевскую, пытались запугать верующих и сорвать крестный ход.
По оценкам историков, в этот день после выстрелов в безоружных людей было убито больше 10 человек, десятки ранены, среди которых – епископ Корнилий. Дальнейшая судьба владыки сложилась трагично: в 1923 году он был арестован, а через 10 лет убит.
Следующим тяжелым периодом для Тульской епархии, о котором рассказал собравшимся в миссионерском центре священник Георгий, стал обновленческий раскол.
Повсеместно под руководством протоиерея В. Красницкого, фактического руководителя обновленчества, были организованы епархиальные управления из священников, признавших «Живую Церковь».
В некоторых епархиях это управление возглавлял архиерей. Если же он оказывался несговорчивым, то обычно сразу «исчезал» за воротами местной тюрьмы.
В Тульской епархии обновленческое управление было установлено подобным же образом. После ареста епископа Тульского Ювеналия (Масловского) в 1922 году, в Туле образовалась «прогрессивная группа» духовенства. В ее состав вошли епископ Епифанский Виталий (Введенский), протоиереи П.А. Невский, И.И. Музалевский, А.В Соколов, В.А. Вьюков, священники и члены бывшего епархиального совета, которые вступили в контакт с так называемым Высшим Церковным Управлением.
Докладчик привел факты, характеризующие то страшное время: арест владыки Ювеналия и его сторонников, их тяжелую участь.
Следующая волна репрессий была связана с проведением кампании коллективизации, проходившей с 1928 года. Типичным обвинением тех лет были «агитация против колхозов», а приговором – несколько лет лагерей или ссылки в Северном крае. Также многие священники осуждались по статье о выплате наложенных государством налогов и приговаривались к высылке за пределы региона, а порой – к нескольким месяцам заключения.
Отец Георгий Каменщиков рассказал о судьбе членов православной общины, созданной в Белеве в 1922 году под руководством епископа Игнатия (Садковского) и его брата иеромонаха Георгия.
Подобные полулегальные общины, тайные братства и подпольные монастыри существовали в разных епархиях. Они являли собой своеобразную реакцию верующих на прогрессирующее в народе безбожие. Количество их росло по мере усиления гонений.
Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община епископа Игнатия в Туле продолжала существовать вплоть до 1937 года, объединяя сотни верующих людей.
Всем известны имена тульских священномучеников епископа Онисима (Пылаева), епископа Никиты (Прибыткова), последнего ректора духовной семинарии протоиерея Петра (Павлушкова).
В групповом деле епископа Никиты (Прибыткова) от 1937 года записано, что владыка обвиняется в том, что «является организатором и руководителем подпольного монастыря при Казанской церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашескому элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и распространения слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя».
Вместе с владыкой по делу проходили многочисленные монашествующие, из 20 арестованных только один человек был мирянином – врач-терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании «контрреволюционной группы».
В 1957 году, уже после смерти Сталина, по заявлению сына доктора Субботина было проведено расследование обстоятельств ареста его отца и других, проходивших по «делу епископа Никиты».
Тогда было выяснено, какими зверскими способами добывались показания у обвиняемых и свидетелей. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем, им не давали не только спать, но и садиться. А если обессиливший человек падал, то его обливали холодной водой и снова допрашивали.
Псевдоследствие проводилось в ускоренном режиме, 30 декабря 1937 года «особая тройка» при УНКВД по Тульской области составила обвинительное заключение. Владыку и еще 18 проходивших с ним по делу представителей духовенства, а также врача Субботина приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. 3 января 1938 года в Тесницком лесу под Тулой приговор был приведен в исполнение.
Много тяжелых фактов узнали слушатели из доклада отца Георгия Каменщикова: о Тесницком полигоне и тысячах невинно убиенных там людей, о тульском тюремном замке, где в страшных условиях содержались узники.
Рассказал докладчик и о «тройке», в состав которой входили майор госбезопасности Лебедев, начальник УНКВД Сойфер и прокурор области Куприянов, по приказу которых были приговорены к расстрелу не менее 2195 человек.
В 1994 году на Тесницком полигоне было совершено перезахоронение найденных останков, и был заложен памятный камень, а также отслужена панихида архимандритом Кириллом (Наконечным).
В июне 2001 года была заложена, а в 2002-м построена часовня новомучеников и исповедников Церкви Русской.
И с тех пор каждый год 16 сентября, в день памяти Тульских новомучеников, там служатся Божественные литургии.
Завершая свой доклад, отец Георгий отметил, что все это – вехи нашей истории, которую нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем.
И мы сегодня вспоминаем события прошлых лет не для того, чтобы вызвать массовый гнев.
История репрессий для современных людей – не абстрактные факты, но это история каждой семьи, и она будет иметь значение для многих поколений потомков. И они вновь и вновь будут переживать те тяжелые годы, желая лишь одного: чтобы они не повторились.
Руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин поблагодарил докладчика за интересную беседу, а затем отец Георгий ответил на вопросы слушателей.
Марина Панфилова, фото автора