Председатель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством иерей Антоний Фадеев провёл казачью секцию Рождественских чтений во время учебно-тренировочных сборов казачьей молодёжи на базе отдыха «Октава».

В рамках XXVIII Тульских городских Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени», традиционно собирающих педагогов, ученых и духовенство, прошла необычная секция – казачья. Её формат был в полевых условиях, а содержание стало живым диалогом о самом главном: о вере, смысле служения и личном выборе.

Участников собралось около сотни – юноши и девушки из казачьих объединений, кадетских классов, обучающиеся Центров образования и студенты СПО. Во время построения выяснилась важная деталь: большая часть ребят присутствовала на подобной встрече со священником впервые.

«Когда видишь новые, заинтересованные, но еще не погруженные в тему лица, хочется говорить не о частностях, а о сути, – отметил отец Антоний. – Поэтому темой нашей секции стал вопрос: «Почему казаки стали православными воинами?». Нашу беседу мы начали с голливудского блокбастера «Матрица». Для многих из ребят этот фильм оказался незнакомым. Я кратко напомнил ребятам сюжет: иллюзорный, комфортный мир, созданный машинами, и небольшая группа людей, выбравших горькую, но реальную правду.

Эта история является прекрасной притчей для нашего времени. Мы часто живем в своих «матрицах»: соцсетей, модных трендов, удобных жизненных схем. А душа, как герой Нео, тоскует по чему-то подлинному, что делает человека по-настоящему свободным. Истина в «Матрице» освобождала, но и налагала огромную ответственность – видеть мир без прикрас и бороться. Так и наш духовный путь».

Неожиданная параллель заинтересовала ребят. Метафора оказалась ключом, открывающим дверь к более серьезным темам. Если «матрица» — это мир, лежащий во грехе, то как человек оказался в этом рабстве? – задал вопрос священник. Беседа плавно перетекла к истории грехопадения, к истории Каина и Авеля не как к далекому мифу, а как к жизненной истории о зависти, гордыне и отдалении от Бога.

– Человек не потерял образа Божьего в себе, но подобие, то есть уподобление Творцу в любви, свободе и творчестве, стало утрачиваться. Мы стали рабами греха и христианство – это путь возвращения домой, – подчеркнул иерей.

Далее прозвучала центральная мысль секции: спасение – не однократный акт, а процесс, «постоянное действие, постоянная борьба, постоянное движение против греха и в сторону Бога». И происходит оно не человеческими усилиями, а Божьей благодатью, на которую человек лишь отзывается.

– Казаки осознавали эту связку, – отметил отец Антоний. Они понимали, что их служение – не способ снискать личную славу. Они видели себя защитниками народа Божьего, частью которого сами и являлись. Их воля, отвага и воинское умение были осмыслены в контексте защиты веры, семьи, земли.

Теоретическая часть плавно перетекла в диалог. И здесь всех ждал главный сюрприз – глубина и искренность многочисленных вопросов от молодежи. Для закрепления материала священник провёл интерактивную викторину. Атмосфера стала неформальной и живой.

«Для меня эта секция стала открытием. Я думала, что разговор о вере будет очень абстрактным, но всё оказалось удивительно близко к жизни. Мы говорили о выборе, ответственности, о том, как не потерять себя в современном мире – это темы, которые волнуют любого. Отец Антоний говорил с нами на одном языке, и это было очень ценно. После беседы появилось чёткое понимание, что традиция — это не музейный экспонат, а живой фундамент, на котором нужно строить свою жизнь», – отметила Виктория Макридина.

«Хочу отметить, что отец Антоний сразу обозначил главное: служение – это не внешняя форма, а внутренняя позиция. Было чётко разложено, как личная вера связана с силой, долгом и честью. Это не про то, чтобы просто «служить», а про то, ради чего это делать. Особенно интересно, что мы обращались к примерам из казачьей истории. Было познавательно и полезно», – отметил Даниил Стародубов.

В завершение насыщенной двухчасовой беседы ребята пришли к выводу, что важно изучать русскую культуру, укорененную в православной традиции, и ежедневно делать личный выбор.

Дарья Давыдова, фото из открытых источников