Тульскую область посетил известный ученый-исламовед Роман Силантьев, который встретился с представителями УИН, молодежных организаций и СМИ. Его визит был организован Тульской епархией, а разговор с аудиторией шел о ваххабизме и других проявлениях религиозного экстремизма.
В начале пресс-конференции, состоявшейся в миссионерском отделе Тульской епархии, Роман Силантьев рассказал о недавнем теракте, произошедшем в подмосковном городе Фрязино, где мусульманин-ваххабит поджег мебельную фабрику, где погибли 5 человек, а потом отрубил головы трем рыбакам на местном пруду.
– Террористы перешли к такой тактике: удары «дешевые», мелкие. Их могло быть и больше, но спецслужбы работают четко, – отметил Роман Анатольевич. – На сегодняшний день известны имена ваххабитов – не этнических мусульман. Среди них есть русские, из них самый известный – актер Вадим Дорофеев, снявшийся в сериале «Дочь якудзы». Был один эвен с Чукотки, но известно, что после принятия ваххабизма он замерз где-то в районе Билибино.
– Получается, что данное религиозное направление – космополитичное?
– Да, в нем насчитывают представителей примерно 150 национальностей. Самые яркие представители – скинхед Александр Землянка, украинец, его уже уничтожили, игиловка Варвара Караулова, сочувствующая фашистам, скинхедка Мария Погорелова. Еще еврей из Волгограда Андрей Карасик – сын профессора филологии, дважды кандидат наук, одна из диссертаций называется «Морфология английского юмора», этот уехал в ИГИЛ со всей семьей, недавно курды нашли его документы – на трупе.
– Получается, что от фашизма до ИГИЛ расстояние небольшое?
– Да, это происходит часто, срабатывает протестная психология: ненавижу систему, хочу с ней бороться. Как сказал Обама: «У нас есть три главные угрозы: Россия, лихорадка Эбола и ИГИЛ». Можно заразиться лихорадкой Эбола, и распространять ее, но это неприятно, к тому же, врачи уже нашли против нее средство. Если уничтожить ИГИЛ, появится что-то в этом же роде.
А как навредить России? Если скинхед сходит на Русский марш – целая тысяча человек вышла на него в Москве, – что изменится? Ну, отлупит этот же скинхед несколько гастарбайтеров из Средней Азии, это системе навредит? Вряд ли. А вот поймать и посадить его могут, а в тюрьме этому протестующему быстро объяснят, что и к чему.
Поэтому наблюдается то, что радикальные фашистские организации и отдельные личности в России имеют связи с ваххабитами. Я сейчас дописал книгу на эту тему и там привел десятки известных случаев, как фашисты становились ваххабитами, в том числе – игиловцами. Но, думаю, в жизни их больше.
– Про Караулову вы там пишете?
– Она – девушка, явно борющаяся за идею, хотела резать головы, как ни дико это звучит. Все эти выдумки про несчастную любовь, про ее способности к наукам – бредни, придуманные для смягчения наказания. Она отличается особой жестокостью, не похожа на тех неумных девиц, что едут в ИГИЛ плов варить, бинты стирать и исполнять прочие подручные работы.
Караулова не одна такая, сюда можно отнести Кристину Преснякову из Воронежа, петербурженку Марию Погорелову, Дарью Яценкову из Астрахани: у меня в списке боле 100 таких «новообращенных».
– В России есть вербовочные центры?
– Да, по большей части они находятся в московских мечетях. Я выделил 16 причин принятия ислама и вербовки. В принципе, то, что актуально для сект, подходит и для этих организаций. Единственно, они еще делают упор на защиту угнетаемых мусульман: ни один адвентист или иеговист к таким методам вербовки не прибегал до сих пор.
Кстати, Караулова до увлечения фашизмом была в секте кришнаитов. В Национальной организации русских мусульман есть такой армянин Харун Сидоров – бывший шиваит (это индийская секта). А его приятель и помощник еврей Максим Байдак был кришнаитом, прежде чем стал ваххабитом.
Разумеется, при вербовке в основном упор делается на молодежный контингент: когда в голове еще недостаточно мудрости, легко поддаться на умелые манипуляции. Впрочем, не всегда зрелый возраст означает зрелость личностную: в Тульской области в конце 90-х была 80-летняя сатанистка, возглавляющая группу подростков. И в террористических организациях встречаются завербованные 60 – 70-тилетние.
– Ваххабит и мусульманин – понятия тождественные?
– Да, у нас в конце августа прошла Всемирная исламская конференция в Грозном. И муфтии, контролирующие более 90 процентов всех общин, подписали фетву, в которой ваххабизм и ему подобные направления названы «заблудшими мусульманскими сектами», и ваххабиты, в том числе – члены ИГИЛ, считаются мусульманами. Для меня это – серьезный аргумент считать террористов мусульманами.
Далее Роман Силантьев рассказал о главных принципах вербовки, которые применяются ваххабитами и рассчитаны они в основном на молодежь.
При этом он отметил, что роль интернета здесь невелика – 1-2 процента записались в эту организацию, прочтя призывы в сети, чаще же ваххабиты действуют через личные контакты. Так что, если родители хотят уберечь своего ребенка от этого зла, пусть интересуются, с кем он дружит, переписывается, встречается.
А в заключение ученый-исламовед отметил:
– Ваш регион в этом смысле не самый проблемный, Тульская область в этом плане спокойная: 17 радикально настроенных человек – это мало, значительно меньше, чем в Курске, Белгородской области. А учитывая близость к Москве – это подозрительно низкие цифры. Могло быть и 100, и 150 – и этого было бы мало.
Воронеж – самый проблемный регион после Москвы: глава мусульманской общины из этого города уехал в Сирию и стал террористом, шлет оттуда всякие «письма счастья». А в Белгороде посадили главу общины за арсенал с оружием, он теракты готовил.
Пресс-служба миссионерского отдела