В Тульской Духовной семинарии открылась выставка живописи Александра Корабельникова, посвящённая 90-летию художника. Все представленные здесь картины и предметы – дар Александра Алексеевича семинарии.
Художник живёт в Пензе, а в родную Тулу приезжает каждый год. Здесь – могила его матери, здесь живут его родственники и лучший друг, художник Евгений Жидков, с которым его связывают воспоминания юности и годы учёбы в художественном училище.
– Родился я в 1925 году в селе Волково, в семнадцати километрах от Тулы, – рассказывает Александр Алексеевич. – Отец и дед мой были плотниками, дед замечательно резал по дереву, его резьбой много домов в Туле украшено. В тридцатые годы отца арестовали и сослали на десять лет – сначала в Караганду, потом в Архангельск. Нам без отца трудно было. Помню, как приехал из города «товарищ», отобрал самовар, потом в погребе увидел картошку, позвал колхозников – и всё они выгребли. Мы сильно голодали, потом заболела и умерла сестрёнка. Освободили отца через пять лет с грамотой за хорошую работу. Он в колхоз не пошёл, мы переехали в Тулу. Отец работал плотником в Заречье, на строительстве хлебозавода. По воскресеньям и по праздникам мы всегда ходили в храм, чаще всего – Двенадцати апостолов. В школе атеизм торжествовал. Между рядами ходила учительница, за воротники нам заглядывала, проверяла, нет ли на ком креста, а если был – срывала. У меня так два креста сорвали. Тогда мне мама крестик в рубашку зашила.
Рассказывая о своём детстве, о юности, Александр Алексеевич упомянул, что его отец, да и сам он, были хорошо знакомы с почитаемым тульским старцем Сергеем Фёдоровичем Борисовым, который вёл жизнь настоящего подвижника и все свои духовные дары употреблял на помощь ближним. И ближние отвечали ему благодарностью и любовью. Родители Александра Алексеевича старались скопить немного денег, чтобы отправить старцу, поддержать его в ссылке. Участвовал в этом и маленький Саша. Однажды он сплёл хорошую корзину (этому искусству он научился у мамы), продал за три рубля своё изделие и заработанные деньги отправил «дедушке».
С детства Саша увлекался рисованием, но серьёзно заняться любимым делом никак не удавалось. Началась война, вместе с другими подростками он строил оборонительные сооружения под Тулой, потом учился в фабрично-заводском училище, трудился в шахте. Уже после войны, работая на стройке, Корабельников по вечерам занимался в изостудии патронного завода у Н.И. Орехова, который и посоветовал способному пареньку поступить в художественное училище в Пензу, где преподавали замечательные педагоги. В 1953 году Александр поступил в Пензенское художественное училище, окончил его в 1958 году и поехал «по распределению» в Таджикистан. Работал художником в Институте истории, археологии и этнографии, бывал в экспедициях, участвовал в археологических раскопках.
Вернувшись в Пензу, он поступил в артель «Художник», преобразованную потом в мастерские Художественного фонда, где проработал до 1985 года художником-оформителем. Настоящим творчеством, живописью он занимался в отпуске и по выходным – писал этюды, много ездил по миру в поисках вдохновения. Его работы занимают достойное место в музейных коллекциях, они находятся в Пензенской картинной галерее, в Тарханах, в Музее Ключевского, в частных коллекциях России, Канады, Германии, Кореи, Китая, Польши, Чехии.
На выставке в семинарии представлены работы разных лет. В основном это пейзажи, выполненные маслом. Удивительно тонко передают они состояния природы и состояние души художника.
Помимо картин, Александр Алексеевич привёз в дар семинарии предметы из своего деревенского дома. Это и столетней давности пила диковинной конструкции, и прялка, принадлежавшая бабушке художника, и сундучок, с которым его отец вернулся из ссылки, и этюдник, с которым Александр Алексеевич не расставался несколько десятков лет.
Он и сейчас ни дня прожить не может, чтобы не взяться за кисть. Признаётся, что на этюды ходить трудновато стало, поэтому теперь больше пишет натюрморты. И с радостью готов дарить свои работы всем, кому они нравятся.
Марина Горчакова, фото Сергея Макшанова