В минувшую субботу состоялась очередная встреча директора епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марины Михалевой с учениками МКОУ СОШ №4 города Кимовска. В преддверии светлого Христова Воскресения занятие было посвящено истории Пасхальной открытки в России.
Встретили Марину Александровну как всегда тепло и радостно. Надежда Николаевна Трошкина, преподаватель курса «Православное краеведение», рассказала о хороших и плодотворных отношениях, сложившихся между МКОУ СОШ №4 г. Кимовска и епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».
«Это уже четвертая встреча в рамках курса «Мира не узнаешь, не зная края своего», входящего в целевую программу «Духовно-нравственное воспитание школьников МКОУ СОШ № 4». Каждый урок имеет свое особое значение при знакомстве с историей Тульского края и духовной культурой старой Тулы, – говорит Надежда Николаевна. – Важно, что все занятия проводятся в доступной игровой форме. Марина Александровна всегда привозит с собой, сообразно теме урока, старинные книги, исторические предметы, которые сегодня уже невозможно увидеть в обиходе.
Дети знакомятся с тульскими благотворителями, с древним укладом и семейными традициями православной Тулы. Наши ученики уже знают, какую музыку слушали 100 лет назад, видели музыкальную шкатулку XVIII века. Эта шкатулка играет всего 4 мелодии, а мы услышали «Вдоль по улице метелица метет». Услышали Лидию Русланову «Была бы только тройка» с патефона, который попробовали бы сами заводить, и узнали, что изобрели это чудо братья Пате – отсюда и название «Патефон».
Поприветствовав школьников, Марина Александровна начала занятие с занимательного факта: оказывается, вплоть до ХIХ века в России не печатали почтовые открытки, к нам они попадали из-за рубежа. Но еще более интересной оказалась история возникновения первых российских открыток.
«Для этого нам нужно мысленно перенестись в 1880 год, в теплый и солнечный Крым, где писал свои удивительные по красоте пейзажи художник Гавриил Кондратенко, – продолжила повествование Марина Александровна, одновременно демонстрируя репродукции работ живописца. – Как правило, вокруг художника собирались любители понаблюдать за тем, как он работает, взрослые и дети. Порой они даже давали советы художнику, как лучше написать картину. Кондратенко привык к зевакам и уже не отвлекался на них. Но однажды к нему с просьбой о подаянии обратилась женщина. Не глядя, художник подал ей монетку, а потом что-то заставило его рассмотреть ее. Перед художником стояла уже немолодая, плохо одетая, смиренная женщина, которая оказалась одной из сестёр милосердия, помогавшей русским воинам во время Русско-Турецкой войны 1878 года. Так, возникла идея создать благотворительную организацию, которая могла бы оказывать помощь сестрам милосердия и всем нуждающимся.
В итоге в 1893 году появилась «Община святой Евгении». Свое название благотворительное общество получило в честь Небесной покровительницы принцессы Евгении Ольденбургской, которая опекала Максимилиановскую больницу, Императорское общество Поощрения художеств, а также Петербургский Комитет попечения о сестрах милосердия Красного Креста и саму Общину. Для того чтобы получать средства, необходимые для строительства и содержания больниц, приютов, богаделен и поддержки нуждающихся, было решено начать выпуск художественных карточек. Первая партия насчитывала всего десять почтовых открыток, но постепенно тиражи стали увеличиваться, и со временем была создана своя российская традиция праздничных «открытых писем».
Ребята узнали, что сюжеты к Пасхальным почтовым открыткам создавали многие известные российские художники. Знакомя детей с коллекцией художественных карточек из Тульской Духовной семинарии, Марина Александровна обратила внимание, что, как правило, на открытках изображены забавные сценки из повседневной жизни, дети, радостные моменты поздравления друг друга с праздником, поцелуйный обряд. Символы и знаки на них, в основном, известны и хорошо понятны даже современным людям: пасхальное яйцо, цыплята, голубь, ягненок. Несколько позже на «открытых письмах» появились изображения ангелов-хранителей, но существовал определенный негласный запрет на изображение образов Спасителя и святых. И в этом проявлялось особое благоговение перед Господом, люди того времени даже в мыслях не могли представить, что можно их лики поместить на карточках, которые проходили через множество рук работников почты, и на них ставились бы штампы.
Отведенное для занятия время пролетело совершенно незаметно, но ребята не спешили расходиться и все рассматривали раритетные «открытые письма», а также делились своими впечатлениями.
Так, Алина Опаленова рассказала, что в ее семье уже давно собирают коллекцию открыток. Девочка даже познакомила ребят с семейным собранием, в котором есть открытки 1949 и 1953 годов.
Руслану Трегубову, который принимает самое активное участие в каждом занятии, особенно запомнилась открытка 1898 года, напечатанная на простой бумаге, без каких-либо изображений. Но важен ее текст, содержащий просьбу о пожертвовании для «детей слабоумных, припадочных и калек», проживающих в приютах Братства милосердия. «Такие открытки продавали во время Великого поста и на вырученные деньги делали подарки больным детям», – поясняет мальчик.
А Олю Федькину заинтересовала судьба Евгении Максимиллиановны – принцессы Ольденбургской и внучки жены императора Наполеона Жозефины. «Еще мне понравилась икона ее Небесной покровительницы – святой Евгении, которую показала Марина Александровна», – добавляет она.
Коллекция Пасхальных карточек Святейшего Патриарха Пимена, переданная в дар церковно-археологическому кабинету Тульской семинарии митрополитом Тульским и Ефремовским, понравилась всем ребятам, а Антон Ларин добавил, что собирание открыток патриарх Пимен называл хорошим словом – утешение.
Все школьники рады каждой встрече с Мариной Александровной и нетерпением ждут следующей встречи.
Надежда Трошкина, Марина Полянская, фото автора