Очередное собрание Клуба любителей искусств епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», прошедшее в стенах Тульской духовной семинарии, традиционно было интересным и запоминающимся.
Встреча была пронизана торжественным настроением Светлого Христова Воскресения, со всех сторон слышались слова апостольского приветствия: «Христос Воскресе!»
Со слов поздравления с Пасхой Господней и добрых пожеланий начала общение Наталья Павловна Фундаева, методист-экскурсовод церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии и руководитель клуба. Но на этом праздничная часть заседания не закончилась – состоялось вручение благодарственных писем от Тульской духовной семинарии участникам экспозиции «Мир, в котором мы живем», рассказывающей о творчестве и разнообразных увлечениях членов клуба.
– Стоит отметить, что наша выставка вызвала живой интерес у студентов, сотрудников семинарии и многочисленных посетителей, – отметила Наталья Павловна. – Разумеется, это радует, поскольку мы впервые организовали такой проект, и он вызвал хороший отклик.
Разумеется, основной темой занятия в Светлую седмицу стало Воскресение Христа, а именно особенности иконографии «праздника праздников» и «торжества торжеств». В самом начале повествования, сопровождавшегося красочной презентацией, Наталья Павловна обратила внимание слушателей на весьма примечательный факт: в пасхальной иконографии распространены два типа изображения. Первый – само Воскресение Иисуса Христа, выходящего из отворенной пещеры. Второй сюжет, более сложный по композиции, изображает Спасителя сошедшим в ад и выводящим из него души праведников. Оба сюжета в равной мере вошли в традицию Русской Православной Церкви.
Развивая тему далее, Наталья Павловна более подробно остановилась на каждом иконографическом типе изображения и рассказала, что символизируют собою основные элементы, которые мы видим на иконах Светлого Христова Воскресения.
Второй тематический блок был посвящен нескольким направлениям изобразительного искусства советского периода, сформировавшимся в относительно небольшой, но весьма интересный исторический период.
На некоторое время слушатели погрузились в атмосферу середины пятидесятых годов прошлого века, вошедшего в историю Советского Союза как оттепель. Культура «оттепели» сконцентрировала в себе настроения, царившие тогда в советском обществе. Это открытая правда жизни, а не залакированная действительность, жажда чего-то нового, настоящего и неподдельного. На передний план вышел «не забронзовевший» в пафосной патетике герой, а живой человек – простой, искренний, душевный, готовый, если нужно, стать героем, но при этом не утратить свою индивидуальность.
Все эти приметы времени нашли отражение в произведениях ряда советских художников конца 50-х – начала 60-х годов, работавших в стиле «лирического импрессионизма», которые были представлены вниманию собравшихся в видеопрезентации.
На этом фоне несколько контрастно выглядят полотна «сурового стиля», разработанного на исходе «оттепели», продлившейся не так уж и долго. Название творческого направления, получившего развитие в 60 – 70 годы, говорит о присущей сдержанности и простоте фабулы, поскольку в это время проявилось стремление изобразить действительность без парадности. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, проявлявшиеся сполна в трудовых буднях. Изображения вновь становятся обобщёнными и лаконичными. Выразительность в полотнах достигается большими плоскостями цвета и линейными контурами фигур, что отчасти придает картинам сходство с плакатом.
Среди заметных мастеров этой творческой школы, чьи имена прозвучали во время беседы, особое место занимает известный художник Гелий Коржев, которого также при жизни, а умер он в 2012 году, считали классиком соцреализма.
Одна из активных участниц Клуба Александра Яковлевна Кобец продолжила занятие, ознакомив его участников с Библейским циклом Коржева, над которым он работал последние годы жизни.
– С работами этого мастера мы все знакомы с детства, – говорит Александра Яковлевна. – Но не так давно я увидела репродукцию полотна «Лишенные Рая», где изображены Адам и Ева после изгнания из Эдема, и она меня потрясла. Так я заинтересовалась Библейским циклом Гелия Коржева, и мне очень хочется, чтобы и вы увидели эти потрясающие работы. Мы привыкли воспринимать библейские сюжеты через иконопись, через работы художников эпохи Возрождения, мастеров русской классической живописи. Сюжеты из Ветхого и Нового завета, образы Иисуса Христа, Божией Матери, святых предстают перед нами красивыми, возвышенными по большей части. Взгляд же Коржева совсем иной, и поэтому его картины производят ошеломляющее впечатление. Я бы сказала, что он смотрит с точки зрения человека. Неслучайно впервые этот цикл был представлен в декабре 2013 года в Институте русского реалистического искусства под названием «Библия глазами соцреалиста. Гелий Коржев», а в прошлом году он был включен в его персональную экспозицию в Третьяковской галерее.
По окончании встречи своими впечатлениями поделилась Тамара Михайловна Ушакова, которая отметила, что после совместной работы над выставкой «Мир, в котором мы живем» участники клуба заметно сблизились: «Такое взаимопонимание, которое показали сегодня Татьяна Павловна и Александра Яковлевна, когда рассказывали нам про работы Гелия Коржева, только радует, – произнесла она. – Если же говорить о сути занятия, то оно сегодня было очень насыщенным и интересным. Так выстроилось все последовательно: начали с разговора об иконографии Пасхи Господней, а закончили реализмом. Вроде два совершенно разных взгляда, а смысл, содержание одно. Особенно, конечно, поразил Библейский цикл Коржева. Я также поймала себя на мысли, что библейские темы, сюжеты – они вообще проходят насквозь через всю нашу жизнь, даже когда мы об этом не задумываемся сами. И это заставляет на многое в жизни смотреть иначе».
Марина Полянская, фото автора