В преддверии Международного дня ребенка и в память об известных детских писателях и поэтах, празднующих в этом году юбилеии, в Дубенской средней общеобразовательной школе одноименного поселка состоялось интерактивное занятие «Книга – лучший подарок», которое провела для учащихся шестых классов Марина Михалева, директор культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии.
Директор МКОУ «Дубенская средняя общеобразовательная школа» Надежда Валентиновна Гудкова порадовалась тому, что доброе сотрудничество учебного заведения и Тульской епархии продолжается и укрепляется: «Мы благодарны духовному наставнику нашей школы – священнику Алексию Садкову, настоятелю Петро-Павловского храма, за то, что по его инициативе состоялось наше знакомство с Мариной Александровной Михалевой, представляющей центр «Фавор». Удивляет, насколько разнообразные темы предлагает она нашим ученикам: начиная от возникновения славянской письменности и заканчивая особенностями современного искусства. Важно, что занятия проходят в виде диалога: ребята принимают активное участие в обсуждении темы, учатся размышлять, находить связи между прошлым и настоящим, и это потрясающе интересно! Но самое ценное, на мой взгляд, это не только приобщение детей к мировому культурному наследию, а то, что в их сердца и умы вкладывается понимание того, что миром правит Бог, а, значит – любовь. Семена добра, милосердия, умения видеть и ценить красоту , посеянные в детских душах, постепенно дадут всходы. И есть надежда, что высокая цель, которую видят перед собой отец Алексий, Марина Александрова и наш педагогический коллектив постепенно будет достигнута».
Тему предстоящего общения Марина Александровна сформулировала следующим образом : «Мы обратимся к сказкам, которые принадлежат замечательным, известным писателям и поэтам, чьи юбилеи отпраздновали в этом году, – произнесла она.- Порассуждаем о том, чему же нас учат сказки и их главные герои, какое отношение они имеют к нам, к нашим правам и обязанностям. Возможно, на первый взгляд, такая взаимосвязь покажется странной. Но уверяю вас, что самые сказочные сюжеты неожиданно будут вырастать для нас в очень серьезные темы».
В первую очередь ребята вспомнили замечательного русского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка, 170-летие которого пришлось на 2017 год, и любимую всеми сказку «Серая Шейка». Ни одно поколение познакомилось с ней, благодаря мультфильму, снятому в 1948 году. Однако сюжет удивительной истории об уточке с перебитым крылышком создатели мультфильма, честно предупредив зрителей, переработали. Так, в их версии Серая Шейка и ее друг Заяц противостоят лисице, которая в итоге гибнет в полынье от накрывшей ее льдины. Но в сказке Мамина – Сибиряка спасает уточку от рыжей злодейки подоспевший охотник. Этот добрый человек пожалел не только Серую Шейку, взяв ее к себе на подворье, но и лисицу, позволив ей убежать. К тому же выяснилась еще одна важная деталь: в сказке решение оставить уточку на зимовку принимает ее отец, ради спасения от смерти остальных членов своего семейства. Но, как все помнят, авторы мультфильма об этом умолчали.
Тем не менее, шестиклассники не только с пониманием отнеслись к изменениям, но и совершенно правильно объяснили их. Советский Союз совсем недавно одержал Победу в Великой Отечественной войне, и весь народ, включая детей, жил этим величайшим событием. Потому– то Серая Шейка и Заяц, вроде бы не обладающие большой силой, проявляют удивительное мужество, силу духа и одерживают победу над коварной Лисой, олицетворяющей врага. Что уж говорить про образ отца: в послевоенное время отцы – погибшие на фронте или вернувшиеся с Победой – были героями, защитниками, авторитет которых был непререкаем. И сама мысль о том, что отец мог оставить на произвол судьбы своего ребенка, была недопустима.
Следующая часть занятия была посвящена произведениям Самуила Маршака, чьё 130-летия со дня рождения праздновали 3 ноября. Особое внимание было уделено сказке «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной». Ребята, во-первых, узнали, что у главного героя Башмакова был прототип – талантливый ученый Каблуков, который, что называется « с головой уходил» в свои исследования и опыты, что порой путал в словах звуки, менял местами слоги, да так, что нельзя было его понять, но также и порассуждали над смыслом слова «рассеянный». Во-вторых, объяснили, почему к рассеянным людям в обществе относятся снисходительно. Само значение этого слова указывает на то, что внутри этого человека кроется огромный внутренний мир, и он хочет очень многое посеять на его бескрайних пространствах, но ему не хватает сосредоточенности. Потому-то окружающие к подобным людям относятся с любовью, и они вызывают у них только добрую усмешку
Вместе с тем это стихотворение заключает в себе еще один важный урок. Рассеянный Башмаков словно испытывает взрослого читателя – насколько он понимает и принимает упорядоченность этого мира.
«В связи с этим нам необходимо подумать над весьма непростым вопросом, – обратилась Марина Александровна к школьникам. – В последнее время нам преподносят очень многое, что не входит в наше привычное понимание мира, как норму. И почти доказывают нам, что носить сковороду на голове, как это делал рассеянный с улицы Басейнной, – это правильно. Разумеется, нам начинает казаться, что так и есть. Например, вполне нормально потолкать друг друга, обозвать нехорошими словами, или в пятнадцать лет взяться за сигарету.… В том-то все и дело, что нарушение нормы – это подмена, это зло, которое мы со временем, совершенно того не замечая, начинаем воспринимать как должное. И так может оказаться, что спустя лет десять, не то что курящий мальчик, но и девочка будут восприниматься спокойно и естественно. Но когда человек имеет четкое знание об упорядоченности мир, то он не допускает подобной подмены ».
Затем речь пошла об очаровательном и всеми любимом персонаже – Карлсоне. Его создательнице – великолепной шведской писательнице Астрид Линдгрен – в этом году исполнилось 110 лет. Вспомнив историю дружбы Малыша и обаятельного, но все же постоянно требующего к себе внимания и заботы, шаловливого Карлсона, которому в итоге всё прощается, школьники пришли к выводу, что их связывает не просто крепкая дружба. Карлсон учит мальчика любить по-настоящему, всем сердцем, и сам он, конечно же, тоже очень любит Малыша.
После небольшой, литературной викторины ребята вкратце ознакомились с историей Международного дня ребенка, который совсем не случайно празднуется 20 ноября. Именно в этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка, провозгласившей своей конечной целью «обеспечение счастливого детства».
Марина Александровна обратила внимание детей на то, что они обладают не только огромным количеством прав, но и имеют обязанности.
«Герои наших сказок тоже имели право обвинить родителей: Серая Шейка в том, что они улетели без нее в теплые края, Карлсон – Малыша, который во время болезни заменил ему мать, в том, что он недостаточно о нем заботится, – подчеркнула она – Всех этих персонажей объединяет одно – они имели обязанности перед своими близкими и окружающими. Согласитесь, что другой человек имеет точно такие же права, как и мы. А, значит, настаивать на том, что только мы обладаем правом, просто невозможно».
В заключение прозвучали слова из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор.6:12). «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10:23).
«Все трудные вопросы о ом, где же кончаются наши права и начинаются обязанности, особенно в отношении к нашим родителям, к близким, учителям мгновенно снимаются одним только словом.
И слово это – любовь! Вот когда мы друг друга любим, тогда мы не вспоминаем о своих правах и обязанностях, а стремился сделать для близких, окружающих что-то доброе и хорошее» , – сказала Марина Александровна, подводя итог занятия.
По окончании урока ребята продолжили обсуждение того, что услышали, обменивались мыслями и мнениями. Так, Булгар Вергинов поделился: «Конечно, мне занятие понравилось. Сказки любят все и говорить о них интересно. Ведь они учат делать другим людям добро, быть внимательнее к тому, какие поступки ты совершаешь. Сегодня еще сказали, что нужно помнить не только о своих правах, но и об обязанностях. Потому что, если все будут требовать, чтобы было только для них хорошо, то так люди могут совсем рассориться и остаться одинокими – без родных, без друзей. Чтобы жить хорошо и дружно, нужно думать не только о себе, но и тех, кто рядом, нужно слушаться родителей, учителей, уметь уступать друг другу. И тогда все будет нормально».
Татьяна Алексеевна Шухарт, заместитель директора Дубенской СОШ по учебной части, поблагодарила Марину Александровну за содержательное занятие: «Как всегда урок прошел на одном дыхании, потому что Марина Александровна замечательный рассказчик, умеющий не просто преподнести информацию, а подать ее эмоционально и доступно для детей. Ребята принимали в занятии самое непосредственное участие . И это особенно радует, значит, им было по-настоящему интересно. Мы будем очень рады видеть Марину Александровну еще не раз в стенах нашей школы, потому что общение с ней назидает ребят и помогает им задуматься над тем, что в жизни, действительно важно и дорого».
Марина Полянская, фото автора