Пятница Недели православной книги на региональной книжной выставке-ярмарке «Тула Православная», как и все ее дни, была полна значимых событий и интересных встреч. Презентация молодого столичного издательства «Никея» не прошла незамеченной – после того, как мероприятие открыл митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, у стенда собрались гости выставки, активно получая автографы и задавая вопросы главному редактору «Никеи» Владимиру Лучанинову. Издательскому отделу Тульской епархии также удалось пообщаться с ним.
– Владимир Ярославович, «Никея» – издательство относительно новое, но уже довольно успешное, у его творческой команды свой взгляд на происходящее в книжном мире и свои особые издательские принципы. В чем они заключаются?
– Главный принцип – сделать книгу о православии интересной, ясной и познавательной. Иногда издатели делают исключительно то, что интересно им самим и небольшой группе людей. Мы не разделяем такой взгляд – мы хотим чувствовать нашего читателя, поэтому проводим исследования, отслеживаем темы, которые интересны церковному и светскому сообществам. Проблемы семейной жизни, воспитания детей, вопросы, остро переживаемые сегодня, нам особенно близки. Иногда нас упрекают в том, что мы не издаем наследие святых отцов. Безусловно, святоотеческая литература нужна, но есть большое количество издателей, которые эти книги прекрасно печатают – например, издательство Сретенского монастыря. Нам ближе круг практических вопросов, которые остаются за бортом общественного и церковного внимания – например, проблемы пожилых людей, старческой деменции. Нами изданы книги с важными и ценными советами для тех, кто с этим столкнулся.
– Судя по стенду «Никеи» на выставке-ярмарке «Тула Православная», ваши издания охватывают большую аудиторию. Кому именно адресованы эти книги?
– Женщины – основные наши читатели. В силу своих особенностей женщина быстрее адаптируется к ситуациям, находит решения. Итог войн и потрясений в нашей стране – мужской инфантилизм, это серьезная проблема, и сколько времени должно пройти, чтобы русский мужчина снова вошел в силу, пока неясно. Этой проблеме посвящено много наших изданий. Книги об отцовстве тоже пронизаны мужскими вопросами. Почему мужчин мало в Церкви? Возможно, там недостаточно того пространства, где мужчина чувствует себя в своей тарелке, может проявить свои качества? Тема мужества у нас выражено присутствует, и мы не только ставим вопросы, но и ищем ответы.
Если же говорить об аудитории в целом, то у издательства четыре основных направления, и у каждого из них своя целевая аудитория.
Первое – это катехизация, рассказ о вере для светских людей и неофитов. Второе – повествование детям о Боге (эта издательская ниша существует для родителей, которые хотят воспитывать ребенка в вере и образовывать его с культурологической точки зрения). Третье направление – христианская психология. Оно призвано помочь людям не остаться наедине со своими проблемами, вместе искать выходы и решения. И четвертое направление можно определить как духовный и житейский опыт наших современников. Многие издания составлены на основе биографий людей ХХ века. Революции, войны, репрессии и другие события рождают вопрос – как русские люди смогли пережить этот страшный век, не утратить свои ориентиры, внутренний мир? Редакция находит интересные биографии, малоизвестные факты. Сейчас, в 2017 году, мы пытаемся осмыслить, как мы пришли к тому, что сто лет назад произошла такая страшная революция с такими глобальными последствиями для миллионов людей. У каждого из перечисленных направлений свой читатель. Со временем направлений деятельности будет больше, уже над этим работаем.
– Вы не только определяете издательскую политику «Никеи» как ее главный редактор, но и сами пишете книги на актуальные современные темы. Что Вам интересно, о чем хотелось бы еще написать?
– То, что не утрачивает значимости и для меня, и для всех – христианская семья, воспитание детей, отношения мужчины и женщины. Тема бесконечная, и я сам ищу ответы на многие свои вопросы. Конечно, сам я далеко не идеальный родитель, поэтому рождение очередной книги, как рождение ребенка, и мне самому помогает что-то понять.
У нас с женой пятеро детей, так что многие решения приходят опытным путем.
– У книг издательства «Никея» – не только уникальное содержание, но и особенный внешний стиль. Лаконичный минималистский дизайн и верстка ваших изданий выделяют их на фоне и церковной литературы (темные тома в золотом тиснении), и светской – в глянце. Какую цель, помимо повышения спроса, преследует ваш дизайн?
– Этот стиль – результат большой работы и раздумий, он разрабатывался специально. Наши дизайнеры представляют классическую отечественную школу, но учитывают современные течения и направления. Цель – вывести христианскую книгу в светское интеллектуальное книжное пространство.
Когда православные книги в 80 – 90-е годы наконец-то стало можно печатать, издательства оказались к этому не готовы: не было контента, не было нужных специалистов, церковная наука была очень закрытой. Стиль, воспринимаемый как православный, ассоциировался со стариной, поэтому к печати адаптировали книги XIX века. Так возникло предубеждение, что православная книга не ясна и не близка человеку XX и XXI века, что у него другие культурные основы и интересы.
Но в тот же период и светское книжное пространство оказалось в сложном положении: система госзаказов была разрушена, наступил глубокий кризис, и в конце 80-х издатели решили, что хорошая литература никому не нужна. Так начали издавать дешевые книги на газетной бумаге. Но вскоре стало понятно – если печатать неинтересное, никто не купит даже по низкой цене. Долго считалось, что церковное книгоиздание так и не вышло из кризиса. Но сегодня уже есть понимание, что печатать дешево хорошие книги нельзя. Стилизованное, раскрашенное православие, «хохлома» на обложке, причем не в лучшем своем варианте, не способствует встрече с читателем. Так что наша концепция дизайна – это попытка отразить свое видение важных тем, свое понимание христианства, его содержательности, глубины, символизма, ясности и простоты.
– Считается, что книгопечатание и сегодня дело неприбыльное, что интерес к книжной продукции падает, так есть ли перспективы у издательского дела в России?
– Есть светское книжное пространство, есть церковное. Светские дешевые книги обречены, если не имеют практической ценности – в книжных магазинах дешевую продукцию невыгодно выкладывать на прилавки, так что она просто не попадает к читателю. А вот в церковном мире книга стоимостью в 200 рублей кажется дорогой. Отчего-то люди не понимают, что ее цена не может быть равна минимальной покупке в магазине хлеба и молока. Не нужно покупать много, ведь, в отличие от продуктового набора на день, одна хорошая книга может питать тебя в течение нескольких месяцев. Для не очень богатых людей (кстати, к которым я себя как многодетный отец тоже отношу) высокая цена может быть критической, поэтому мы вынуждены корректировать свои цены.
Вообще ценообразование – вопрос непростой, даже у крупных издателей тиражность сегодня падает до 2-3 тысяч экземпляров, а издательские риски растут. Нельзя забывать и о том, что люди, которые работают над книгой – редакторы, корректоры, верстальщики, дизайнеры – должны получать зарплату за свой труд, им нужно на что-то жить. Мы хотим, чтобы и авторы имели свой гонорар, поскольку подавляющее число наших авторов – священники, а их заработки не столь велики.
Так что как на бизнес на издательское дело сегодня едва ли можно смотреть. Хорошо, если выходят из минуса самые крупные концерны и издательства.
Еще 4-5 лет назад многие считали, что вопрос умирания литературы – всего лишь вопрос времени. Но произошло неожиданное – в 2014 году медленное угасание ритмов рынка стало преломляться в рост! Специальное исследование прошло по всему миру, и было установлено, что этот переворот совершили в основном детские книгоиздатели, придумавшие интерактивные книги. Но дело не только в них. Большинство людей до сих пор предпочитают бумажную книгу – для них психологически важен тактильный контакт, ощущение и запах страниц, их особое тепло, неспешная беседа с автором, сидя в уютном кресле. В бумажной книге заложено много дополнительных смыслов, не всегда для человека ясно ощущаемых, но очень значимых. Теперь можно смело говорить, что электронная продукция бумажную книгу не уничтожит.
Верю, что у нас большое будущее, поскольку наши задачи в первую очередь не коммерческие, а миссионерские, и светский мир в нас поверил. Товароведы это видят, поэтому наши отношения с ними выходят на другой уровень – они сами предлагают идеи для новых книг, подсказывают, что востребовано. Будем двигаться в эту сторону – возможно, мы сможем сказать свое слово о православии светскому миру.
– Новинки вашего издательства представлены на новом портале «Правкнига» Издательского Совета РПЦ?
– Скажу больше – к созданию этого интернет-ресурса мы имеем самое прямое отношение. Один из разработчиков портала – мой коллега Николай Бреев, он же является постоянным членом издательского совета Русской Православной Церкви и участвует в его проектах. Не так давно в «Никее» вышла книга о председателе издательского совета митрополите Клименте. Так что заходите на портал!
Приглашаем и на сайт «Никеи», там есть раздел с формой обратной связи – с просьбой организовать мероприятие. Мы всегда готовы встречаться, привозить наших авторов, проводить мастер-классы, семинары, беседы. Наши авторы легки на подъем, они с радостью откликаются на приглашение. Это известные священники, христианские психологи и педагоги, и им есть чем поделиться.
– Судя по всему, книгоиздание для вас не просто работа, но и любимое дело, своего рода миссия. Каким было ее начало?
– Издательство существует с 2008 года. Мы стартовали в кризис, когда наши знакомые крутили пальцем у виска, не понимая, как можно вкладываться в заведомо убыточное дело, но Божия помощь была с нами, и момент кризиса стал для нас точкой роста. Тогда большого издательского опыта лично у меня не было – по образованию я историк и богослов, немного отучился в полиграфическом институте, но его не окончил.
Есть такая бизнес-теория, согласно которой переворот в отрасли делают люди извне, те, кто не имеет опыта ошибок, не знает стереотипов. Скорее всего, я и мой друг Николай Бреев, с которым мы вместе открывали «Никею», были теми отчаянными людьми, которые бросились в омут с головой и начали экспериментировать. Мы озадачились проблемой отсутствия в нашей стране христианского слова, мы это глубоко переживали, поэтому у нас что-то получилось.
Что касается нашей миссии, то я ее понимаю так. Книги издательства «Никея» стремятся донести мысль о том, что абсолютно в каждом человеке есть красота и Образ Божий, что путь ко Христу – это путь к Пасхе, путь к радости, путь к созиданию жизни. Христианство – не унылая вера: Христос дает такую радость, что любые страдания тонут в ней. Об этом говорят практически все наши издания.
Беседовала Валентина Киденко, фото автора