Каждый день выставки-ярмарки «Тула Православная» оставляет много впечателний. Начало весны гостям выставки и сотрудникам издательского отдела епархии запомнится общением с игуменом Варлаамом (Бориным), наместником мужского Воскресенского монастыря Ермолинской пустыни Иваново-Вознесенской епархии. Автор презентовал свою книгу с загадочным названием «Кампан», вышедшую в издательстве «Время», а также книги, альманах и журналы для детей и взрослых, изданные Ермолинской обителью.
О необычной судьбе отца игумена можно узнать, немного подержав в руках его книгу. На обороте твердой обложки уместилась вся его краткая биография: родился, поступил, работал, ушел трудиться в церкви. Но у игумена Варлаама, если судить даже по этой краткой справке, жизнь полна необычайных парадоксов.
Преподавал высшую математику, а по утрам работал дворником, отмахивая лопатой тонны снега. Сын партийного работника, он рано начал задумываться о сердце человеческом. В лаборатории медицинской кибернетики и кардио-клинике углубился в изучение проблем сердца и понял, что дороже сердца душа.
Перспективный молодой ученый, специалист в области квантовой радиофизики и биофизики, бросил работу в институте, завершил все разработки и изыскания и уехал от центра культурной и научной жизни в глубинку под Иваново – трудиться при храме.
В 1994 году принял монашеский постриг, а уже в следующем году был назначен наместником учрежденной решением Синода пустыни. По природе созерцатель, с головой ушел в деятельность по созиданию монастыря, решая множество бытовых проблем в обители, где нет ни газа, ни воды, где нужно рубить дрова, пасти, чистить и доить коров и заготавливать сено.
Все эти парадоксальные события вели и привели к главной метаморфозе в его жизни – к превращению в верующего человека, для которого все, кроме Бога, отступает на второй план. Правда, при такой расстановке приоритетов все, от чего ты отказался, возвращается к тебе вдвойне – другим, улучшенным, обогащенным.
Вот что рассказывает игумен Варлаам (БОРИН):
– В село Ермолино в Ивановской области я ненадолго приехал вместе с другом из Питера, да так там и остался. Сначала обители не было, был храм и небольшой приход, потом появился мужской монастырь. В 90-е годы там собрались интересные творческие люди, в том числе игумен Антоний (Логинов) – наш старожил и основатель монастыря. Сам отец Антоний пишет богословские работы и популярные статьи. Вот его книга «Размышление о хлебе небесном», где собраны статьи, что выходили в православной газете. Здесь рассматриваются и духовные, и житейские вопросы, в том числе вопрос воцерковления культуры, который считаем очень важным.
– Отец Варлаам, Вы привезли в Тулу и другие издания Ермолинской обители, пожалуйста, расскажите о них подробнее.
– Вот, например, сборник «Отблески рая» – это эссе, стихи и беседы, опубликованные в газете. Издаем не только статьи, но и отдельно художественные произведения, поэзию, прозу. Рядом с нами действует община, где живет несколько монахинь. Одна матушка, археолог по образованию, тоже пишет стихи, эссе, статьи.
Нами изданы и сборники поэзии авторов прошлого столетия. Вот, к примеру, Марина Цветаева – такая необычная подборка, что некоторые читатели, те, кто ценит поэтическое слово, Марину Цветаеву открывают заново.
А вот третий выпуск нашего альманаха, его авторы – это люди, которые живут у нас в обители, прихожане, знакомые. Здесь мы публикуем и стихи, и прозу, и рисунки, и фотографии. Последняя статья этого номера, как мне кажется, особенно удачная. Автор Татьяна Мезина рассказывает историю наших прихожан, мамы и дочери.
В семье росла девочка, обычная, сообразительная, разговорчивая, потом что-то стряслось, и она перестала разговаривать, развился аутизм. Теперь она не слышит и не различает человеческой речи, понимает только интонацию и не умеет говорить. С 14 лет мама приводила ее в монастырь, где одна сестра показала ей рукоделие, и она стала увлеченно им заниматься. В альманахе есть фото Настиных работ.
В статье мама Наташа рассказала, как устанавливает с ней контакт. К примеру, берет лист бумаги и рисует домик – и Настя в 6 утра готова и ждет, когда поедут на дачу; или показывает вечером мою фотографию, и она знает – завтра с утра приедет отец Варлаам. Мама с дочкой обращались к специалистам, к профессорам, но результатов почти нет. Сейчас девушке 28 лет, она по-прежнему молчит, но важно, что она причащается, радуется приходу священника и подает сигналы этому миру. Трудно сказать, что такое аутизм – некий затвор, но, видимо, и в этом заложен некий Божий Замысел.
– Батюшка, в Вашей жизни был момент, когда Вы отказались от науки, ушли от литературного творчества, почему?
– Наукой я действительно жил глубоко и серьезно. Как ученому после института мне хотелось заниматься живой природой – биофизикой. Некоторое время работал при кардио-клинике, где мне предстояло глубоко вникнуть в работу сердца. Потом пришлось уехать в Питер, в аспирантуру, где меня привлекало все больше и больше заниматься непосредственно душой человеческой, а не формулами, не наукой, которая не дает полноты понимания человека. В какой-то момент стал в литературе себя пробовать, душа как объект изучения все более привлекала.
Но когда Господь открылся, я почувствовал, что наука и литература для меня не самое главное. С точки зрения христианской антропологии пришла ясность – есть те или иные страсти человеческие, которые можно классифицировать, и все коллизии в художественной литературе происходят на почве них. Когда я это осознал, писать стало скучно. Поэтому, входя в Церковь, я закончил все начатое, уволился из института и перестал что-либо писать.
В уединении я словно вышел на простор – молился, читал. После пострига какое-то время с большим удовольствием пробыл простым монахом. По воле Божией сначала рукоположили во священника, был назначен наместником монастыря. Началась хозяйственная деятельность – коровы, земля, трактора, за всем приходится следить.
Монастырь, даже в глубинке, это не только уединение, но еще и большое общение. За 20 с лишним лет к нам в обитель приходили разные люди – многие с тяжелыми судьбами, но все они для нас не чужие. Заметил, что удается что-то изменить в жизни ближнего только тогда, когда видишь в нем не наркомана, не заключенного бывшего, а собрата и человека. Вот это действительно интересно, глубоко. По-настоящему, действенно возлюбить ближнего – вот это и есть основная задача, она естественна для души и открывает путь к Богу.
– Отец Варлаам, Вы вернулись к литературе вдруг, неожиданно для себя? Как случилось, что Вы начали писать сказки и в 2016 году в крупном издательстве «Время» вышла Ваша книга «Кампан»?
– Наверное, пришло время, чтобы свой опыт выразить в слове. Так получилось, что с некоторого момента в моей жизни появился жанр сказки как некой попытки показать духовный срез нашей действительности. Это не от меня. В моих сказках нет увлечения волшебными превращениями, и этим сказки отступают от традиции. Это истории о внутреннем мире человека, они повествуют о другом пространстве, о инобытии. Что касается «притчевости» этих историй, то первое название было именно «Сказки-притчи», но издатели предложили «Сказки и сказы».
А собрать и издать сказки-притчи меня уговорила одна знакомая журналистка, которая их прочла. Она очень настаивала и, в конце концов, я их опубликовал. То, что ими заинтересовалось такое издательство как «Время», радостно и неожиданно. После выхода книги появились отзывы в интернете – почти как Андерсен, но наш современник. А я ведь в детстве и не читал Андерсена! Уже во взрослом возрасте начал…
– Почему Вы выбрали такое загадочное название – «Кампан»?
– «Кампан» – слово римского происхождения, означает «церковный колокол». В издательстве я советовался, стоит ли выносить это слово в заглавие, будет ли оно понятно читателю? Мне посоветовали оставить – неизвестное скорее заинтересует, привлечет. Между тем, слово вполне церковное. В «Требнике» существует «чин освящения кампана, сиесть колокола».
«Кампан» – это название одной из историй. В моей книжке есть такая маленькая сказочка о том, что на одном большом судне был колокол – случай из жизни, я описал его знакомому в письме, и уже потом понял, что это готовая притча.
Так вот, отходил век этот буксир, рынду сняли, а потом пришел священник, и ее взяли в храм, освятили. И получила рында новую жизнь – стала церковным колоколом и начала благовествовать. Один батюшка прочитал и говорит: «Так это же я, это про меня написано!» Читая сказки, многие находят и узнают в героях историй именно себя – и в предметах, и в животных.
Была со мной и такая реальная история – на одной выставке подошла женщина, у нее ребенок лет восьми, больной аутизмом, и попросила что-нибудь предложить для такого случая. Я и не думал, что моя книжка ему понравится, что она будет понятна, но, как потом мне рассказали, мальчик очень внимательно слушал, когда ему читали, а потом брал книгу с собой, клал под подушку. Кстати, книжка адресована не только и не столько детям, сколько взрослым читателям. Я старался, чтобы мои истории могли быть прочитаны на разной глубине восприятия, не знаю, получилось ли.
– Наверное, в Вашей книге есть что-то помимо текста, некая теплота. Ее вообще приятно подержать в руках – хорошая верстка, шрифт, обложка, лаконичные и добрые иллюстрации. Кому они принадлежат?
– Книгу оформила одна знакомая монахиня из женского монастыря под Иваново, которая окончила училище в Палехе, и у нее прекрасная графика и хороший вкус. Матушка решила подписаться своим мирским именем – Софья Липина. Я благодарен всем, кто способствовал выходу этой книжки в свет. Надеюсь, мои истории кого-то порадуют.
В заключение процитируем мнение о сборнике сказок и сказов игумена Варлаама (Борина) «Кампан» известного публициста Дмитрия Шеварова, сотрудника «Российской газеты»: «На книгах для дошкольников часто пишут “Для чтения взрослыми детям”. На книжке игумена Варлаама я бы написал “Для чтения взрослыми, которые сохранили в себе детское сердце”.
Валентина Киденко, издательский отдел Тульской епархии, фото автора и монахини Софронии